ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ УЛИТИН (1888–1976): ХУДОЖНИК, ПИОНЕР ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПЕДАГОГ

  • Галина Сергеевна Талипова Политехнический музей
Ключевые слова: пикториальная фотография; фотографическое искусство; прикладная фотография; Василий Иванович Улитин; Политехнический музей.

Аннотация

В данной статье через обзор уникальных архивных и изобразительных материалов из собрания Политехнического музея показано все многообразие творческой, научной и педагогической деятельности известного советского фотографа Василия Ивановича Улитина. Его творчество высоко оценивалось современниками, но впоследствии ни альбомов, которые представляли бы его художественное наследие, ни его теоретических работ не было издано. Фигура художника незаслуженно оказалась в тени других имен из истории отечественной фотографии 1920–1940-х гг. Известность пришла к Улитину в начале 1920-х гг., когда в стране после Первой мировой войны и революций вновь возобновилась общественная фотографическая жизнь. Он наряду с такими фотографами, как Н. П. Андреев, М. С. Наппельбаум, П. В. Клепиков, стал представлять страну на международных фотографических салонах. 1920-е гг. были временем расцвета такого направления в фотографии, как пикториализм. Стиль и приемы этого направления стали для Улитина определяющими в его деятельности как фотографа-художника. По словам самого художника, он принял участие в более чем 50 иностранных и советских фотовыставках, где его работы были отмечены наградами и похвальными отзывами. Но Улитин не ограничился участием в фотовыставках. Через свои публикации, работу в фотографических объединениях он пропагандировал идеи художественной фотографии, говорил о необходимости знаний технических основ фотографического дела. Однако фотография, как и другие виды искусства, всегда находилась под влиянием внешних факторов. В конце 1920-х гг., когда пикториализм был осужден фотографической общественностью за неактульность, Улитин оставил творческую деятельность и погрузился в педагогическую и исследовательскую работу. Обладая большим опытом и знаниями в фотографии, он и здесь добился успехов. Но, к сожалению, трагические события 1942 г. поставили точку на его работе. Благодаря усилиям ряда исследователей истории фотоискусства его наследие сохранилось, изучается и популяризируется.

Биография автора

Галина Сергеевна Талипова, Политехнический музей

научный сотрудник

Литература

Another “Quiet Haven” for Bourgeois Aesthetes (1929), Sovetskoe foto [Soviet Photo], 23, pp. 723–725. (in Russian)

Boldin, A. K. (2016) Fotoklub dolgozhitel’. Istoriia Moskovskogo fotokluba “Novator” v dokumentakh [Long-lived Photo Club. The History of the Moscow Photo Club “Innovator” in the Documents]. Moscow: Memuar-kniga Publ. (in Russian)

Boltianskii, G. (1926) ‘Photographic Life in the Soviet Period’, Sovetskoe foto [Soviet Photo], 6, pp.163–164. (in Russian)

Boltianskii, G. M., Grinberg, M. A., Mezhericher, L. P. (ed.) (1935) Vystavka rabot masterov sovetskogo fotoiskusstva: katalog [Exhibition of Works by Masters of Soviet Photography: Catalog]. Moscow: Krasnyi voin Publ. (in Russian)

Chmyreva, I. Iu. (2016) Ocherki po istorii rossiiskoi fotografii [Essays on the History of Russian Photography]. Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Exhibitions and Competitions (1927), Fotograf [Photographer], 3–4, p. 114. (in Russian)

Fomin, A., Ukhtomskaia, L., Oganov, G. et al. (1986) Antologiia sovetskoi fotografii. T. 1 [Anthology of Soviet Photography. Vol. 1]. Moscow: Planeta Publ. (in Russian)

Ivanov-Terent’ev, A. (1927) ‘To Our Illustrations’, Sovetskoe foto [Soviet Photo], 6, p. 168. (in Russian)

Ivanov-Terent’ev, A. (1927) ‘To Our Illustrations’, Sovetskoe foto [Soviet Photo], 7, p. 200. (in Russian)

Khoroshilov, P. V. (2002) Piktorial’naia fotografiia v Rossii. 1890–1920-e gody [Pictorial Photography in Russia. 1890s – 1920s]. Moscow: Art-Rodnik Publ. (in Russian)

Lima, A. (1890) ‘Light Painting and Painting’, Fotograficheskii vestnik [Photographic Bulletin], 10, pp. 217–220. (in Russian)

Nappel’baum, I. (1926) ‘The Creative Process of Photographic Art’, Fotograf [Photographer], 3–4, pp. 9–13. (in Russian)

Stigneev, V. T. (2005) Vek fotografii. 1894–1994. Ocherki istorii otechestvennoi fotografii [Age of Photography. 1894–1994. Essays on the History of Russian Photography]. Moscow: KomKniga Publ. (in Russian)

Sviblova, O., Misalandi, E. (2005) Tikhoe soprotivlenie. Russkii piktorializm 1900–1930-kh [Quiet Resistance. Russian Pictorialism of the 1900s–1930s]. Moscow: Mul’timediinyi kompleks aktual’nykh iskusstv Publ. (in Russian)

Ulitin, V. I. (1936) “Bromochromotype” – a Method of Color Photographic Printing’, Poligraficheskoe proizvodstvo [Polygraphic Production], 5–6, pp. 41–42.

Ulitin, V. I. (no date) Organizatsiia fotograficheskogo kadra. Rukopis’. Politekhnicheskii muzei. KP 28467/1 [Organization of a Photographic Frame. Manuscript. Polytechnical Museum. KP 28467/1]. (in Russian)

Ulitin, V. I. (no date) Otchet po issledovatel’skoi rabote po teme “Bromokhromotipiia – malotirazhnaia tsvetnaia pechat’ ”. Rukopis’. Politekhnicheskii muzei. KP 28467/10 [Report on the Research Work on the Topic “Bromochromotype – Short-run Color Printing”. Manuscript. Polytechnical Museum. KP 28467/10]. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ