ПОСТСКРИПТУМ К ВЫСТАВКЕ «МОСКВА — ПАРИЖ»: ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ГУАШИ РОБЕРА ДЕЛОНЕ ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье является гуашь Робера Делоне «Команда Кардиффа», приобретенная ГМИИ им. А. С. Пушкина у художницы Веры Араловой в 1995 г. Этот лист Аралова получила в подарок от Владимира Маяковского в 1930 г. Основываясь на ее мемуарах и свидетельствах современников поэта, автор пытается выяснить мотивы, побудившие поэта без видимой причины расстаться с работой Делоне, причем при весьма необычных обстоятельствах (в новогоднюю ночь с 1929 на 1930 г.). Рассматривая московскую гуашь в ряду других произведений Делоне на сюжет «Команда Кардиффа», созданных в период между 1913 и 1923 гг., автор обосновывает ее позднюю датировку (начало 1920-х). Далее в статье излагаются факты, свидетельствующие о дружеских отношениях между Маяковским и Делоне; автор приходит к выводу, что поэт получил гуашь в дар от художника, скорее всего, во время своей первой поездки в Париж в ноябре 1922 г. Анализ некоторых текстов Делоне и Маяковского показывает, что их оценки актуальной ситуации во французском искусстве во многом совпадали (мы имеем в виду их критическое отношение к неоклассическим тенденциям и их суждения о кризисе позднего кубизма). Одна из картин на сюжет «Команда Кардиффа» экспонировалась на выставке «Москва — Париж», проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981 г. Увидев ее в экспозиции, Вера Аралова поняла, что подаренная ей Маяковским гуашь связана с этим замыслом, столь важным для творчества художника и для французского искусства. Осознание этого факта и побудило ее впоследствии предложить семейную реликвию государственному музею.
Литература
Antipova, G. (2021) Maiakovskii: Ia edu udivliat‘. Marsh poeta po strane i miru [Mayakovsky: I’m Going to Surprise! The Poet’s March across the Country and the World]. Moscow: Lingvistika/Boslen Publ. (in Russian)
Baron, S. (1995) Sonia Delaunay. Sa vie, son œuvre 1885–1979. Paris: Jacques Damase Ed. Publ. (in French)
Bière-Chauvel, D. (2005) Le Réseau artistique de Robert Delaunay. Échanges, diffusion et creation au sein des avant-gardes entre 1909 et 1939. Aix-en-Provence: Publications de l’Université de Provence Publ. (in French)
Brik, L. (2011) Lilia Brik. Pristrastnye rasskazy [Lilia Brik. Biased Stories]. Nizhnii Novgorod: Dekom Publ. (in Russian)
Carnet de l’Iliazd Club (1992) Carnet de l’Iliazd Club, 2. (in French)
Delaunay, R. (1957) Robert Delaunay. Du cubisme à l’art abstrait. Documents inédits publiés par Pierre Francastel... Paris: S.E.V.P.E.N. Publ. (in French)
Delaunay, R. (1976) Robert Delaunay [Ausstellungskatalog]. Baden-Baden: Staatliche Kunsthalle Publ. (in German)
Delaunay, R. (1999) Robert Delaunay 1906–1914: de l’impressionnisme à l’abstraction [Catalogue d’exposition]. Paris: Centre Georges Pompidou Publ. (in French)
Delaunay, R. (2008) Robert Delaunay. Hommage à Blériot [Ausstellungskatalog]. Basel: Kunstmuseum Publ. (in German and English)
Düchting, H. (1993) Robert et Sonia Delaunay. Le triomphe de la couleur. Köln: Benedikt Taschen Publ. (in French)
Hoog, M. (1967) Robert et Sonia Delaunay. Paris (Inventaire des collections publiques français, 15). (in French)
Iangfel’dt, B. (2016) Stavka – zhizn’: Vladimir Maiakovskii i ego krug [The Stake is Life: Vladimir Mayakovsky and His Circle]. Moscow: AST, CORPUS Publ. (in Russian)
Katanian, V. A. (1985) Maiakovskii. Khronika zhizni i deiatel’nosti [Mayakovsky. Chronicle of Life and Activity]. Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ. (in Russian)
Katanian, V. V. (ed.) (1993) Imia etoi teme: liubov’! Sovremennitsy o Maiakovskom [The Name of this Theme: Love! Contemporaries about Mayakovsky]. Moscow: Druzhba narodov Publ. (in Russian)
Khodasevich, V. (2009) Portrety slovami: Ocherki [Portraits in Words: Essays]. Moscow: Boslen Publ. (in Russian)
Maiakovskii, V. V. (1940) Polnoe sobranie sochinenii v dvenadtsati tomakh. T. 7 [The Complete Works in Twelve Volumes. Vol. 7]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (in Russian)
Maiakovskii, V. V. (1957) Polnoe sobranie sochinenii v trinadtsati tomakh. T. 4 [The Complete Works in Thirteen Volumes. Vol. 4]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)
Maiakovskii, V. V. (1959) Polnoe sobranie sochinenii v trinadtsati tomakh. T. 12 [The Complete Works in Thirteen Volumes. Vol. 12]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)
Mishin, V. A. (2010) Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Frantsuzskii risunok kontsa 19 – nachala 20 veka [The Pushkin State Museum of Fine Arts. French Drawings of the Late 19th – Early 20th Century]. Moscow: Golden-Bi Publ. (in Russian)
Papernyi, Z. et al. (1963) V. Maiakovskii v vospominaniiakh sovremennikov [V. Mayakovsky in the Memoirs of His Contemporaries]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)
Pasternak, B. (1985) Boris Pasternak. Izbrannoe v dvukh tomakh. T. 2 [Boris Pasternak. Selected Works in Two Volumes. Vol. 2]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1985. 559 p. (in Russian)
Terekhina, V. N. (2014) Maiakovskii glazami sovremennits: Vospominaniia. Dnevniki [Mayakovsky through the Eyes of Contemporaries: Memoirs. Diaries]. Saint Petersburg: Rostok Publ. (in Russian)