ПОСТСКРИПТУМ К ВЫСТАВКЕ «МОСКВА — ПАРИЖ»: ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ГУАШИ РОБЕРА ДЕЛОНЕ ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА

  • Виталий Александрович Мишин Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Ключевые слова: Робер Делоне; Владимир Маяковский; Вера Аралова; Соня Делоне; Эльза Триоле; Валентина Ходасевич; Илья Зданевич; Тристан Тцара; Пабло Пикассо; Жан-Огюст-Доминик Энгр; ГМИИ им. А. С. Пушкина; выставка «Москва — Париж»; дадаизм; кубизм.

Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является гуашь Робера Делоне «Команда Кардиффа», приобретенная ГМИИ им. А. С. Пушкина у художницы Веры Араловой в 1995 г. Этот лист Аралова получила в подарок от Владимира Маяковского в 1930 г. Основываясь на ее мемуарах и свидетельствах современников поэта, автор пытается выяснить мотивы, побудившие поэта без видимой причины расстаться с работой Делоне, причем при весьма необычных обстоятельствах (в новогоднюю ночь с 1929 на 1930 г.). Рассматривая московскую гуашь в ряду других произведений Делоне на сюжет «Команда Кардиффа», созданных в период между 1913 и 1923 гг., автор обосновывает ее позднюю датировку (начало 1920-х). Далее в статье излагаются факты, свидетельствующие о дружеских отношениях между Маяковским и Делоне; автор приходит к выводу, что поэт получил гуашь в дар от художника, скорее всего, во время своей первой поездки в Париж в ноябре 1922 г. Анализ некоторых текстов Делоне и Маяковского показывает, что их оценки актуальной ситуации во французском искусстве во многом совпадали (мы имеем в виду их критическое отношение к неоклассическим тенденциям и их суждения о кризисе позднего кубизма). Одна из картин на сюжет «Команда Кардиффа» экспонировалась на выставке «Москва — Париж», проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981 г. Увидев ее в экспозиции, Вера Аралова поняла, что подаренная ей Маяковским гуашь связана с этим замыслом, столь важным для творчества художника и для французского искусства. Осознание этого факта и побудило ее впоследствии предложить семейную реликвию государственному музею.

Биография автора

Виталий Александрович Мишин, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Литература

Antipova, G. (2021) Maiakovskii: Ia edu udivliat‘. Marsh poeta po strane i miru [Mayakovsky: I’m Going to Surprise! The Poet’s March across the Country and the World]. Moscow: Lingvistika/Boslen Publ. (in Russian)

Baron, S. (1995) Sonia Delaunay. Sa vie, son œuvre 1885–1979. Paris: Jacques Damase Ed. Publ. (in French)

Bière-Chauvel, D. (2005) Le Réseau artistique de Robert Delaunay. Échanges, diffusion et creation au sein des avant-gardes entre 1909 et 1939. Aix-en-Provence: Publications de l’Université de Provence Publ. (in French)

Brik, L. (2011) Lilia Brik. Pristrastnye rasskazy [Lilia Brik. Biased Stories]. Nizhnii Novgorod: Dekom Publ. (in Russian)

Carnet de l’Iliazd Club (1992) Carnet de l’Iliazd Club, 2. (in French)

Delaunay, R. (1957) Robert Delaunay. Du cubisme à l’art abstrait. Documents inédits publiés par Pierre Francastel... Paris: S.E.V.P.E.N. Publ. (in French)

Delaunay, R. (1976) Robert Delaunay [Ausstellungskatalog]. Baden-Baden: Staatliche Kunsthalle Publ. (in German)

Delaunay, R. (1999) Robert Delaunay 1906–1914: de l’impressionnisme à l’abstraction [Catalogue d’exposition]. Paris: Centre Georges Pompidou Publ. (in French)

Delaunay, R. (2008) Robert Delaunay. Hommage à Blériot [Ausstellungskatalog]. Basel: Kunstmuseum Publ. (in German and English)

Düchting, H. (1993) Robert et Sonia Delaunay. Le triomphe de la couleur. Köln: Benedikt Taschen Publ. (in French)

Hoog, M. (1967) Robert et Sonia Delaunay. Paris (Inventaire des collections publiques français, 15). (in French)

Iangfel’dt, B. (2016) Stavka – zhizn’: Vladimir Maiakovskii i ego krug [The Stake is Life: Vladimir Mayakovsky and His Circle]. Moscow: AST, CORPUS Publ. (in Russian)

Katanian, V. A. (1985) Maiakovskii. Khronika zhizni i deiatel’nosti [Mayakovsky. Chronicle of Life and Activity]. Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ. (in Russian)

Katanian, V. V. (ed.) (1993) Imia etoi teme: liubov’! Sovremennitsy o Maiakovskom [The Name of this Theme: Love! Contemporaries about Mayakovsky]. Moscow: Druzhba narodov Publ. (in Russian)

Khodasevich, V. (2009) Portrety slovami: Ocherki [Portraits in Words: Essays]. Moscow: Boslen Publ. (in Russian)

Maiakovskii, V. V. (1940) Polnoe sobranie sochinenii v dvenadtsati tomakh. T. 7 [The Complete Works in Twelve Volumes. Vol. 7]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (in Russian)

Maiakovskii, V. V. (1957) Polnoe sobranie sochinenii v trinadtsati tomakh. T. 4 [The Complete Works in Thirteen Volumes. Vol. 4]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)

Maiakovskii, V. V. (1959) Polnoe sobranie sochinenii v trinadtsati tomakh. T. 12 [The Complete Works in Thirteen Volumes. Vol. 12]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)

Mishin, V. A. (2010) Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Frantsuzskii risunok kontsa 19 – nachala 20 veka [The Pushkin State Museum of Fine Arts. French Drawings of the Late 19th – Early 20th Century]. Moscow: Golden-Bi Publ. (in Russian)

Papernyi, Z. et al. (1963) V. Maiakovskii v vospominaniiakh sovremennikov [V. Mayakovsky in the Memoirs of His Contemporaries]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (in Russian)

Pasternak, B. (1985) Boris Pasternak. Izbrannoe v dvukh tomakh. T. 2 [Boris Pasternak. Selected Works in Two Volumes. Vol. 2]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1985. 559 p. (in Russian)

Terekhina, V. N. (2014) Maiakovskii glazami sovremennits: Vospominaniia. Dnevniki [Mayakovsky through the Eyes of Contemporaries: Memoirs. Diaries]. Saint Petersburg: Rostok Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ