ОБРАЗЫ СКОМОРОХА В НОВГОРОДСКОМ ФАРФОРЕ

  • Татьяна Александровна Воропаева Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Ключевые слова: новгородский фарфор; скоморох; средневековый Новгород; Т. А. Гаврилова; В. В. Смоляр; завод «Возрождение».

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются изделия Бронницкого фарфорового завода «Возрождение» Новгородской области, связанные с образами скомороха. Завод был основан с целью удовлетворения местного рынка по выпуску сувенирной продукции. Тематика выпускаемых изделий была связана, прежде всего, с народным искусством и средневековым Новгородом: часто в их внешнем облике прочитываются очертания новгородской древней архитектуры, форма посуды перекликается с образцами народной керамики, а в росписях прослеживаются мотивы древней новгородской скани, орнаментальных росписей православных храмов и старинных церковных книг. Новгородские художники не смогли обойти стороной тему скоморошества, которое являлось неотъемлемой частью культуры средневекового Новгорода. Скоморошество нашло свое современное воплощение не только в декоративно-прикладном искусстве — обращение к традициям средневековых потешников, их представлениям всегда плодотворно развивалось и в русском театре. Образ скомороха, воплощающийся в разных видах искусства, любим и привычен современникам. В статье рассмотрены все изделия, выпущенные на заводе «Возрождение» и относящиеся к исследуемой теме, выделены особенности развития образа на примере творчества отдельных мастеров: Т. А. Гавриловой, В. В. Смоляра, М. В. Андреевой. Источниками для изучения изделий завода «Возрождение» послужили в основном неопубликованные материалы Государственного архива Новгородской области, а также исследования в области истории скоморошества на Руси и в Великом Новгороде. В результате можно сделать вывод, что образы, воплощенные мастерами, достоверно передают облик средневекового потешника и сущность профессии скомороха. Сувениры, связанные с темой скоморошества, выпускались на заводе на протяжении всего периода существования предприятия и не теряли своей популярности у потребителей.

Биография автора

Татьяна Александровна Воропаева, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

старший научный сотрудник, хранитель

Литература

Khokhlova, E. N. (no date) Kak vozrozhdali narodnoe iskusstvo v SSSR [How Folk Art was Revived in the USSR]. Available at: https://art-life.biz/rus/files/xoxlova.PDF (accessed: 20 September 2021). (in Russian)

Koshelev, V. V. (1992) ‘Buffoons of the Novgorod Land in the 15th – 17th Centuries’, Proshloe Novgoroda i Novgorodskoi zemli [The Past of Novgorod and Novgorod Land]. Veliky Novgorod: Izdatel’stvo NGPI. (in Russian)

Kuz’mina, O. V. (2004) ‘Portrait of a Russian Buffoon’, Chelo: al’manakh [Chelo: Yearbook]. Veliky Novgorod: The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University; Novgorod Region Administration Publ., pp. 65–69. (in Russian)

Niese, S. (2014) ‘Der Beitrag des Bergrats Gottfried Pabst von Ohain (1656–1727) bei der Erfindung und Entwicklung des Meißner Porzellans’, Heimathefte Mohorn/Grund, 4. Available at: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:bsz:14-qucosa-156864 (in German)

Norton, P. B., Esposito, J. J. (1994) The New Encyclopaedia Britannica: Micropaedia. Ready Reference. Vol. 11: Solovyov – Truck. 15th edition. Chicago: Encyclopaedia Britannica.

Pavlukhina, N. L., Petrova, T. V., Kumzerova, T. V. et al. (2007) Tsvet nebesnyi, sinii tsvet... Kobal’t na farfore Imperatorskogo – Lomonosovskogo farforovogo zavoda 18–21 vekov [Heavenly Colour, Celestial Blue… Cobalt on the Porcelain of the Imperial – Lomonosov Porcelain Works. The Eighteenth – to the Twenty First Centuries]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Suebsman, D. (2019) ‘Chinesisches Porzellan in Deutschland Seine Rezeptionsgeschichte vom 15. bis ins 18’, Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde, Philosophischen Fakultät der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn vorgelegt, Bonn. (in German)

Timofeeva, M. N. (2009) ‘Musical Instruments in the Context of Epic Plots of the Novgorod Cycle (to the Question: Buffoons and Epos)’, Novgorodika-2008. Vechevaia respublika v istorii Rossii [Novgorodika-2008. Veche Republic in the History of Russia]. Veliky Novgorod: The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., pp. 110–119. (in Russian)

Tiurin, V. V. (1994) ‘Buffoons in Novgorod’, Novgorodskoe obshchestvo liubitelei drevnosti i kraevedcheskie traditsii [Novgorod Society of Lovers of Antiquity and Local Lore Traditions]. Veliky Novgorod: Novgorodskaia oblastnaia nauchnaia biblioteka Publ., pp. 98–103. (in Russian)

Tiurin, V. V. (1995) ‘Buffoons in the Context of the Culture of Ancient Novgorod’, Novgorod v kul’ture Drevnei Rusi [Novgorod in the Culture of Ancient Rus’]. Veliky Novgorod: The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., pp. 54–61. (in Russian)

Vasil’eva, I. M. (2015) ‘Exhibition Activity’, Ezhegodnik Novgorodskogo muzeia-zapovednika-2015 [Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve-2015], Saint Petersburg: Novgorod Museum-Reserve Publ., pp. 39–41. (in Russian)

Volodina, T. V. ‘“Blue dishes” – Novgorod Souvenir of the 1970–1980s’, Obraz, znak i simvol suvenira-2018 [Image, Sign, and Symbol of a Souvenir - 2018], Saint Petersburg: Saint Petersburg State Academy of Art and Industry named after A. L. Stieglitz Publ., pp. 23–30. (in Russian)

Voronov, N. V. (1984) Monna Rachgus. Keramika. Grafika. Katalog [Monna Rachgus. Ceramics. Graphics. Catalog]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ. (in Russian)

Zozulenko, T. B. (1987) A. Zav’ialov. T. Gavrilova. Zhivopis’. Skul’ptura. Khudozhestvennyi farfor. Katalog [A. Zavyalov. T. Gavrilova. Painting. Sculpture. Porcelain Art. Catalog]. Novgorod: RIO Uprpoligrafizdata Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ