ИСКУССТВОВЕД И ХУДОЖНИК: АВТОРСКИЙ МЕТОД А. Н. БЕНУА В РАБОТЕ НАД ЭСКИЗАМИ КОСТЮМОВ К БАЛЕТУ «ПАВИЛЬОН АРМИДЫ»

  • Екатерина Николаевна Коковина Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: А. Н. Бенуа; Луи-Рене Боке; балетный костюм; Павильон Армиды; Русские сезоны.

Аннотация

Статья посвящена фигуре Александра Николаевича Бенуа, выступавшего в роли художника, критика, историка искусства и музейного деятеля. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного осмысления творчества Бенуа в связи с его участием в антрепризе Сергея Павловича Дягилева, известной как «Русские сезоны». Главная цель — продемонстрировать взаимосвязь между научными трудами Бенуа-искусствоведа и его работой в качестве театрального художника. Поскольку в сравнении с исследованием декорационного творчества его работа по созданию костюма еще недостаточно подробно изучена, акцент необходимо сделать именно на этой стороне театрального дела. Основное внимание сосредоточено на постановке балета «Павильон Армиды» 1907 г., оформленного в стиле французского рококо. Подготовительным периодом для работы над этим спектаклем можно считать станковое творчество мастера, вдохновленное предшествующими поездками в Париж и Версаль. Надписи на эскизах костюмов свидетельствуют о том, что Бенуа опирался на творчество французского художника Луи-Рене Боке (1717–1814), который создавал оформление к балетам Жан-Жоржа Новерра при французском королевском дворе. Сравнительный анализ работ Боке и Бенуа позволяет сделать вывод о значительной эстетической близости в сценическом творчестве этих художников. Такой эффект был достигнут за счет исключительной осведомленности последнего об искусстве изображаемой эпохи, что позволило ему использовать метод ретроспективной стилизации в костюме.

Биография автора

Екатерина Николаевна Коковина, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант

Литература

Bell, R. (ed.) (2010) Ballets Russes: the Art of Costume. Canberra: The National Gallery of Australia.

Benois, A. N. (1915–1916) Istoriia zhivopisi. T. 4 [The History of Painting. Vol. 4]. Saint Petersburg: Shipovnik Publ. (in Russian)

Benois, A. N. (1980) Moi vospominaniia. Kn. 4–5 [My Memories. Books 4–5]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Benois, A. (1908) ‘Painting of the Baroque and Rococo Era’, Starye gody [The Old Years], 11–12, pp. 720–734 (in Russian)

Bowlt, J. (1998) Theater of Reason, Theater of Desire: the Art of Alexandre Benois and Léon Bakst. Milan: Skira.

Davydova, M. V. (1999) Khudozhnik v teatre nachala 20 veka [The Artist in the Early 20th-Century Theatre). Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Ernst, S. (1921) Aleksandr Benua [Alexandre Benois]. Petrograd: Komitet Populiarizatsii Khudozhestvennykh Izdanii pri Rossiiskoi Akademii Istorii Material’noi Kul’tury Publ. (in Russian)

Etkind, M. G. (1965) Aleksandr Nikolaevich Benua 1870–1960 [Alexandre Nikolaevich Benois 1870–1960]. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Fokin, M. (1981) Protiv techeniia [Against the Stream]. Leningrad: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Grishina, E. V. (2010) ‘Tale of the Сeremonial Splendor of the Past Centuries’, Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka [Theater. Pictorial Art. Cinema. Music], 1, pp. 125–134. (in Russian)

Kokovina, E. N. (2020) ‘Costumes of the Ballets Russes Era in Collections and Expositions Worldwide’, Korifei teatra v prostranstve muzeia [Leading Figures of the Theater in the Museum Space]. Saint Petersburg: The Saint-Petersburg State Museum of Theatre and Musical Art Publ., pp. 137–142. (in Russian)

Lapshina, N. P. (1977) Mir iskusstva: ocherki istorii i tvorcheskoi praktiki [The World of Art: Essays on History and Creative Practice]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Leong, R., Metelitsa, N. (1998) From Russia with Love. Costumes for the Ballets Russes 1909–1933. Canberra: The National Gallery of Australia.

Mertsalova, N. M. (2001) Kostium raznykh vremen i narodov. T. 3–4 [Costume of Different Times and Peoples. Vol. 3–4]. Saint Petersburg: Akademiia mody Publ. (in Russian)

Pozharskaia, N. M. (1970) Russkoe teatral’no-dekoratsionnoe iskusstvo kontsa 19 – nachala 20 veka [Russian Theatre Design in the Late 19th – Early 20th Century]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Rakova, A. L. (1987) ‘Jean Bérain and the Fate of the Grotesque’, in Zapadnoevropeiskoe iskusstvo 18 veka [18th-Century Western European Art]. Leningrad, Iskusstvo Publ., pp. 85–94. (in Russian)

Sarab’ianov, D. V. (1989) Stil’ modern [The Art Nouveau Style]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Voitova, I. (2018) ‘Tutu and Bloomers. On Some Aspects of the Mutual Influence of Persian Fashion and Russian Ballet Costume’, Iskusstvoznanie [Art Studies], 1, pp. 260–285. (in Russian)

Zav’ialova, A. E. (2019) ‘Alexandre Benois and the Artistic Heritage of 18th-Century France’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts], 9(2), pp. 300–324. (in Russian)

Zav’ialova, A. E. (2000) ‘Tvorchestvo Benua i Somova i zapadnoevropeiskoe khudozhestvennoe nasledie 18 veka: K voprosu formirovaniia stilia “modern” v Rossii [The Works of Benois and Somov and the Western European Artistic Heritage in the 18th Century: On the Formation of the “Modern” Style in Russia]’, PhD Thesis, Russian Academy of Art, Moscow. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ