РУССКИЙ ЖИВОПИСНЫЙ КОСМИЗМ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ В. И. ВЕРНАДСКОГО

  • Наталья Гавриловна Дружинкина Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Ключевые слова: ноосфера; авангард; живопись; русский космизм; биосфера; биогеохимия; Земля; супрематизм; аналитическое искусство; атом.

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению особенностей визуализации идей русского космизма В. И. Вернадского, его учения о ноосфере в отечественном искусстве. Планетарный масштаб русской живописи авангардистов продиктован во многом научными концепциями теоретиков русского космизма. Изменение масштабов, точек зрения, пространственно-временного континуума в построении моделей живописного и космического генезиса репрезентатирован в науке и в искусстве. Художники создали образ ноосферы, человеческого духа, пронизанного космическими вихрями. Они дали свои представления о микро-, макро- и биомирах в своих живописных построениях, в чем сказались их живописные авангардистские практики с формой и цветом. Философия русского космизма раскрывает содержательные основы живописного беспредметничества. Многоаспектность, многофакторность бытия Земли, космоса входит в живопись. Иное пространственно-временное измерение задается русским космизмом и фокусируется в живописи. Современное искусствознание может рассматривать творчество художников сквозь призму различных научных теорий, заимствуя категориальный аппарат из смежных гуманитарных дисциплин (философии, психологии, антропологии и т. д.). Так, учение о ноосфере В. И. Вернадского вводит в описание произведений художников новые термины: диссимметричный характер времени, дление, биогеохимическая энергия, биосфера, ноосфера и т. д. В русском авангардном искусстве 1910–1920-х гг.: в супрематизме, кубо-футуризме, абстракционизме, примитивизме и т. д. (в творчестве К. С. Малевича, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, Н. С. Гончаровой и др.) — раскрывались неведомые глазу звездные миры, космические дали. В 1950–1960-е гг. оказалось возможным снова заговорить о космосе в живописи (Н. С. Гончарова, И. А. Кудряшов и др.). Предчувствие космоса в науке и в живописи оказалось пророческим. Сегодня, когда человечество вышло в космическое пространство и не мыслит своего существования без его освоения, важно также представлять и мечтать о возможных путях овладения пространства Вселенной. Художники новыми мультимедийными средствами представляют ноосферу, биогеоценоз.

Биография автора

Наталья Гавриловна Дружинкина, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

доктор исторических наук, профессор

Литература

Abdyldaev, B. T. (1989) Metodologicheskie voprosy ucheniia V. I. Vernadskogo o biosphere [Methodological Issues of V. I. Vernadsky’s Teaching about the Biosphere]. Frunze: ILIM Publ. (in Russian)

Apchinskaia, N. V. (1990) Mark Shagal [Marc Chagall]. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ. (in Russian)

Bobrinskaia, E. (2000) Futurizm [Futurism]. Moscow: Galart Publ. (in Russian)

Degot’, E. (2000) Russkoe iskusstvo 20 veka [Russian Art of the 20th Century]. Moscow: Trilistnik Publ. (in Russian)

Druzhinkina, N. G. (2009) Modus. Uchebnoe posobie [Modus. Tutorial]. Moscow: Nauchtekhlitizdat Publ. (in Russian)

Efros, A., Tugendkhol’d, Ia. (1918) Iskusstvo Marka Shagala [The Art of Marc Chagall]. Moscow: Gelikon Publ. (in Russian)

Ianshina, F. T. (1999) ‘Mirovozzrenie V. I. Vernadskogo i filosofskii kontekst ucheniia o biosfere i noosfere [V. I. Vernadsky’s Worldview and the Philosophical Context of the Doctrine of the Biosphere and the Noosphere]’, Abstract of Dr. habil. in Philosophy Thesis. Moscow. (in Russian)

Kamenskii, A. A. (1989) ‘Tvorchestvo M. Z. Shagala [The Art of M. Z. Chagall]’, PhD Thesis Abstract, Moscow Lomonosov State University, Moscow. (in Russian)

Kandinskii, V. V. (1990) O dukhovnom v iskusstve [On the Spiritual in Art]. Leningrad: Leningradskaia galereia Publ. (in Russian)

Khudiakov, G. I. (1999) ‘Geosphere – Biosphere – Noosphere: Problems of Evolution and Synergetics’ in Problemy izucheniia biosfery [Problems of Studying the Biosphere]. Saratov: Kolledzh Publ., pp. 7–12. (in Russian)

Kovtun, E. F. (1979) ‘From the History of the Russian Avant-garde’, Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo doma na 1977 god [Yearbook of the Manuscript Department of the Pushkin House for 1977]. Leningrad: Nauka Publ. (in Russian)

Kovtun, E. F., Basner, E. V. et al. (1988) Pavel Nikolaevich Filonov. Leningrad: Avrora Publ. (in Russian)

Lapo, A. V. (ed.) (2000) V. I. Vernadskii: Pro et contra. Saint Petersburg: Russian Christian Humanitarian Institute Publ. (in Russian)

Lapshin, V. P. (ed.) (1994) Puti i pereput’ia: materialy i issledovaniia po sovetskomu iskusstvu 1920–1930 gg. [Roads and Crossroads: Materials and Research on Soviet Art of 1920s – 1930s]. Moscow: No Publisher. (in Russian)

Malevich, K. (2012) Chernyi kvadrat [Black Square]. Saint Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus Publ. (in Russian)

Malevich, K. (1916) Ot kubizma k suprematizmu. Novyi zhivopisnyi realism [From Cubism to Suprematism. New Pictorial Realism]. 3rd edn. Moscow: No Publisher. (in Russian)

Malevich, K. (2000) Sobranie sochinenii v 5 tomakh. T. 3. Suprematizm. Mir kak bespredmetnost’, ili Vechnyi pokoi. S prilozheniem pisem K. Malevicha k M. O. Gershenzonu. 1918–1924 [Collected Works in 5 vols. Vol. 3: Suprematism. World as Nonobjectivity, or Eternal Rest. With Application Letters from K. Malevich to M. O. Gershenzon. 1918–1924]. Moscow: Gileia Publ. (in Russian)

Malevich, K. (2003) Sobranie sochinenii v 5 tomakh. T. 4. Traktaty i lektsii pervoi poloviny 1920-kh godov. S prilozheniem perepiski K. S. Malevicha i El’ Lisitskogo [Collected Works in 5 vols. Vol. 4: Treatises and Lectures of the First Half of the 1920s. With the Attachment of the Correspondence between K. S. Malevich and El Lissitzky]. Moscow: Gileia Publ. (in Russian)

Malevich, K. (2004) Sobranie sochinenii v 5 tomakh. T. 5. Proizvedeniia raznykh let: Stat’i. Traktaty. Manifesty i deklaratsii. Proekty lektsii, Zapiski i zametki. Poeziia [Collected Works in 5 vols. Vol. 5: Works of Different Years: Articles. Treatises. Manifestos and Declarations. Lecture Projects. Notes. Poetry]. Moscow: Gileia Publ. (in Russian)

Moiseev, N. N. (1988) Ekologiia chelovechestva glazami matematika: Chelovek, priroda i budushchee tsivilizatsii [Ecology of Mankind through the Eyes of a Mathematician: Man, Nature, and the Future of Civilization]. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (in Russian)

Moiseev, N. N. (1990) Chelovek i noosfera [Man and the Noosphere]. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (in Russian)

Ortega y Gasset, J. (1991). Estetika. Filosofiia kul’tury [Aesthetics. Philosophy of Culture]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Priroda i obshchestvo [Nature and Society] (1968). Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Russkaia filosofiia. Malyi entsiklopedicheskii slovar’ [Russian Philosophy. Small Encyclopedic Dictionary] (1995). Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Sarab’ianov, D. (1988) Shagal. Vozvrashchenie mastera [Chagall. The Return of the Master]. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ. (in Russian)

Sarab’ianov, D., Shatskikh, A. (1993) Kazimir Malevich: Zhivopis’. Teoriia [Kazimir Malevich: Painting. Theory]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Shatskikh, A. S. (1996) Kazimir Malevich. Moscow: Slovo Publ. (in Russian)

Shatskikh, A. S. (2009) Kazimir Malevich i obshchestvo Supremus [Kazimir Malevich and the Supremus Society]. Moscow: Tri kvadrata Publ. (in Russian)

Sidorina, E. (1994) Skvoz’ ves’ dvadtsatyi vek. Khudozhestvenno-proektnye kontseptsii russkogo avangarda [Through the Entire Twentieth Century. Artistic and Design Concepts of the Russian Avant-garde]. Moscow: VINITI Publ. (in Russian)

Tsiolkovskii, K. E. (1960) Put’ k zvezdam [Path to the Stars]. Moscow: Akademiia nauk SSSR Publ. (in Russian)

Turchin, V. S. (1993) Po labirintam avangarda [Through the Labyrinths of the Avant-garde]. Moscow: Moscow Lomonosov State University Publ. (in Russian)

Ursul, A. D. (1993) Put’ v noosferu [The Path to the Noosphere]. Moscow: Luch Publ. (in Russian)

Vernadskii, V. I. (1965) Khimicheskoe stroenie biosfery Zemli i ee okruzheniia [The Chemical Structure of the Earth’s Biosphere and Its Environment]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Vernadskii, V. I. (1975) Razmyshleniia naturalista. Kn. 1 [Reflections of a Naturalist. Book 1]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Vernadskii, V. I. (1977) Razmyshleniia naturalista. Kn. 2 [Reflections of a Naturalist. Book 2]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Vernadskii, V. I. (1988) Filosofskie mysli naturalista [Philosophical Thoughts of a Naturalist]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Vernadskii, V. I. (1991) Nauchnaia mysl’ kak planetnoe iavlenie [Scientific Thought as a Planetary Phenomenon]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА