ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЕТОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. МЫЛЬНИКОВА

  • Михаил Георгиевич Кудреватый СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской Академии художеств
Ключевые слова: композиция; архитектоника; симметрия; равновесие; визуальное восприятие; решение картинной плоскости; пространство картины; образ храма.

Аннотация

Статья посвящена проблемам композиции в творчестве выдающегося отечественного живописца и педагога А. А. Мыльникова. Несмотря на многочисленность  посвященных этому мастеру публикаций, эти вопросы до сих пор не были подробно    исследованы. Не были выявлены характерные, присущие именно этому живописцу приемы   решения изобразительной плоскости. Между тем, это важнейшая сторона изобразительности, которой мастер  уделял особое, повышенное внимание и в своем творчестве и в педагогической деятельности, постоянно декларируя непреходящую значимость этих вопросов. В статье рассматривается эволюция пластического метода мастера от ранних произведений 1940-х гг. до зрелого периода творчества конца 1990-х гг. Анализируется специфика сложения стиля мышления живописца как результата образования, полученного сперва на архитектурном, а затем и на живописном  факультетах. Выявляются характерные особенности подходов к организации плоскости картины, к решению проблем пространства.  В живописи Мыльникова мы видим творческое освоение и синтез больших стилистических традиций, таких как итальянский Ренессанс, древнерусское искусство, новаторские течения рубежа XIX – начала XX вв. Важной заслугой мастера является развитие в его творчестве идей тектоники, как одной из фундаментальных идей человеческой культуры, ведущих свою генеалогию еще с времен античности. Делается вывод о приверженности мастера устойчивой симметричной композиционной форме, близкой к архетипическому и  каноническому образу христианского храма. Совершенное владение этими  созидающими форму пластическими средствами позволило мастеру выйти на исключительной силы образные результаты, на символические обобщения, как созвучные своему времени, так и вневременные, общечеловеческие.

Биография автора

Михаил Георгиевич Кудреватый, СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской Академии художеств

художник-живописец, кандидат искусствоведения, профессор, почетный член РАХ

Литература

Aleshin A. B. Andrei Myl'nikov. Katalog vystavki (Andrei Myl'nikov. Exhibition catalog). Moscow, Khudozhnik i kniga Publ., 2002. 180 p. (in Russian)

Alpatov M. V. Kompozitsiia v zhivopisi (Composition in Painting). Moscow, Leningrad, Iskusstvo Publ., 1940. 132 p. (in Russian)

Daniel' S. M. Kartina klassicheskoi epokhi. Problema kompozitsii v zapadno-evropeiskoi zhivopisi 17 veka (Painting of the Classical Age. The Problem of Composition in Western-European Painting of the 17th Century). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1986. 200 p. (in Russian)

Deineka A. A. Iz moei rabochei praktiki (From My Working Practice). Moscow, Khudozhnik RSFSR Publ., 1961. 79 p. (in Russian)

Favorskii V. A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie (Literary and Theoretical Legacy). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1988. 588 p. (in Russian)

Freidenberg O. Poetika siuzheta i zhanra (Poetics of Subject and Genre). Moscow, Labirint Publ., 1997. 448 p. (in Russian)

Gordeziani R. V. Problemy gomerovskogo ehposa (Problems of Homer’s Epos). Tbilisi, Tbilisi University Publ., 1978. 294 p. (in Russian)

Grashchenkov V. N. Ob iskusstve Rafaelia (On Raphael’s Art). Rafael' i ego vremia (Raphael and His Time). Moscow, Nauka Publ., 1986, pp. 7–45. (in Russian)

Guber A.; Fedorov-Davydov A.; Macza J. (ed.). Mastera iskusstva ob iskusstve (Masters of Art on Art). In 7 vol. Vol. 5. Moscow, Iskusstvo Publ., 1967. (in Russian)

Gusev V. A. A. Myl'nikov. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. 141 p. (in Russian)

Hildebrand A. Problema formy v izobrazitel'nom iskusstve i sobranie statei (The problem of the Form in Art and Collection of Articles). Moscow, Logos Publ., 2011. 105 p. (in Russian)

Kaganovich A. L. Andrei Andreevich Myl'nikov. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1980. 282 p. (in Russian)

Kibrik E. A. Ob"ektivnye zakony kompozitsii v izobrazitel'nom iskusstve (Objective Principals of Composition in Art). Voprosy filosofii (Issues of Phylosophy), 1966, no. 10, pp. 17–23. (in Russian)

Leniashin V. A. Edinitsa khraneniia. Russkaia zhivopis' — opyt muzeinogo istolkovaniia (Storage Unit. Russian Painting — the Experience of Museum Interpretation). Saint Petersburg, Zolotoi vek Publ., 2014. 438 p. (in Russian)

Leniashin V. A. Khudozhnikov drug i sovetnik: Sovremennaia zhivopis' i problemy kritiki (The Friend and Advisor of Artists: Modern Painting and Issues of Art Criticism). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1985. 315 p. (in Russian)

Nikolai Petrovich Krymov. Khudozhnik i pedagog. Stat'i, vospominaniia (Nikolai Petrovich Krymov. Artist and Teacher. Articles, Memorials). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1989. 224 p. (in Russian)

Petrov-Vodkin K. S. Prostranstvo Evklida (Euclidean Space). Saint Petersburg, Lenizdat Publ., 2013. 413 p. (in Russian)

Punin N. N. Russkoe i sovetskoe iskusstvo. Izbrannye trudy o russkom i sovetskom izobrazitel'nom iskusstve (Russian and Soviet Art. Selected Works on Russian and Soviet Art). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1976. 264 p. (in Russian)

Sedlmayr H. Utrata serediny (Loss of the Center). Moscow, Progress-traditsiia Publ., 2008. 640 p. (in Russian)

Shorokhov E. V. Osnovy kompozitsii (Basics of Composition). Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979. 303 p. (in Russian)

Ushakin S. A. (ed.). Formal'nyi metod: Antologiia russkogo modernizma (Formal Method: the Anthology of Russian Modernism). In 3 vol. Vol 1. Moscow, Ekaterinburg, Kabinetnyi uchenyi Publ., 2016. 956 p. (in Russian)

Volkov N. N. Kompozitsiia v zhivopisi (Composition in Painting). Moscow, V. Shevchuk Publ., 2014. 367 p. (in Russian)

Опубликован
2019-05-24