ТРИГРАММЫ КАЗАНСКОГО ХРАМА В МУАЗНЕ-ЛЕ-ГРАН: РАСШИФРОВКА В КОНТЕКСТЕ ИКОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

  • Александр Викторович Марков Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0001-6874-1073
Ключевые слова: философия языка; иконология; богословие иконы; русский авангард; эзотерическая литература; интерьер храма.

Аннотация

Архимандрит Евфимий (Григорий Вендт), деятель русского Зарубежья и создатель собственной эзотерической системы христианства, широко использовал в своих трудах различные способы интерпретации слов и понятий по отдельным буквам, слогам и движению интонации. Построенный и расписанный по его проекту Казанский храм представляет собой редкий пример визионерской метафизики, реализованной как в числовых отношениях при строительстве, так и в образах и надписях. Наиболее сложны в этой программе акронимы, так как трудно идентифицировать язык и возможный круг предметов, которым они посвящены. Применение сопоставительного метода, имеющего в виду истоки шифрования в культуре русского модерна, от старообрядчества до футуризма, при наложении различных семантических проектов архимандрита Евфимия, как связанных с храмом, так и разрабатывающих самостоятельную метафизику или созданных в полемических целях, позволяет убедительно и однозначно расшифровать триграммы в этом храме. Они оказываются обозначением не предметов, но действий, приобретающих смыслы на различных уровнях: евхаристического богословия, софиологии, философии грамматики, богословской триадологии. Оказывается, что они, с одной стороны, обозначают специфическую роль ангелов в историческом процессе, то есть являются частью спекулятивной историософии, а с другой стороны, представляют грамматические лица как часть иконы Троицы, что соответствует математизированной логической интерпретации «Троицы» Рублева, стоящей в центре системы архимандрита Евфимия.

Биография автора

Александр Викторович Марков, Российский государственный гуманитарный университет

доктор филологических наук, профессор

Литература

Baidin, V. V. (no date) Russkii khram vo frantsuzskom Muazene: paradoks arkhitekturnogo avangardizma [Russian Church in French Moisenay: the Paradox of Architectural Avant-Gardism]. Available at: http://surl.li/baiic (Accessed: 25 December 2021). (in Russian)

Bogatyrev, M. Iu. (2018) Arkhimandrit Evfimii i Kazanskii khram [Archimandrite Euthymius and the Our Lady of Kazan Church]. Paris, Saint Petersburg: Stetoskop Press Publ. (in Russian)

Bogatyrev, M. Iu. (2021) ‘The Image of the Homeland in the Theological-poetic Constructivism of Archimandrite Euthymius Wendt’, Acta Polono-Ruthenica, 26(1), pp. 39– 54. DOI: https://doi.org/10.31648/apr.6430 (in Russian)

Bogatyrev, M. Iu. (2021) Arkhimandrit Evfimii Vendt i trinitarnaia ideia, vospriniataia cherez sofiologicheskie uklady S. N. Bulgakova i A. F. Loseva [Archimandrite Euthymius Wendt and the Trinitarian Idea as Perceived through the Sophiological Foundations of S. N. Bulgakov and A. F. Losev]. Paris: Stetoskop Press Publ. (in Russian)

Bogatyrev, M. Iu. Pometki arkhimandrita Evfimiia Vendta na poliakh publikatsii V. N. Losskogo “K voprosu ob iskhozhdenii Sviatogo Dukha” [Notes of Archimandrite Euthymius (Wendt) in the Margins of the Publication “On the Question of the Descent of the Holy Spirit” by V. N. Lossky]. Available at: http://surl.li/baiib (Accessed: 25 December 2021). (in Russian)

Gavriushin, N. K. (2011) Russkoe bogoslovie. Ocherki i portrety [Russian Theology. Essays and Portraits]. Nizhniy Novgorod: Nizhny Novgorod Theological Seminary Publ. (in Russian)

Toropygina, M. Iu. (2012) ‘Atlas Mnemosyne. Non finito in History Experiences’, Actual Problems of Theory and History of Art, 2, pp. 314–320. (in Russian)

Vaneyan, S. S. (2017) ‘Eric Forsman: Postclassical Iconology of Architecture’, Voprosy vseobshhei istorii arhitektury [Questions of the History of World Architecture], 1, pp. 19–35. (in Russian)

Vaneyan, S. S. (2021) ‘Max Imdahl and His ‘Ikonik’, Vizual’naia teologiia [Journal of Visual Theology], 1, pp. 131-141. DOI: 10.34680/vistheo-2021-1-131-141 (in Russian)

Vyazova, E., Kordorf, A. (2021) ‘Paradise Garden and Solar Myth: Sources of Glass Architecture’, Iskusstvoznanie [Art History Studies], 2, pp. 134–171. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА