ИЗУЧЕНИЕ АВТОГРАФОВ ХУДОЖНИКА КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА (АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ)

  • Светлана Евгеньевна Сорокина Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: анализ автографа; личность художника; личностная самооценка; почерковедение.

Аннотация

Творческие профессии являются особенной областью человеческой деятельности, в которой личность создателя вызывает не меньший интерес исследователей, чем результаты его творчества. Одна из причин такого внимания заключается в том, что талант творца, особенности его личности, характера, его жизненный опыт, эмоциональные переживания придают произведениям определенный индивидуальный оттенок, оригинальность, авторскую манеру, привносят неповторимость в его творчество. Одним из способов изучения психологических особенностей человека является изучение его почерка, в частности автографа (подписи). В истории искусства термин «автограф» имеет несколько значений. И отношение к этому «тексту» в разное время тоже было неоднозначным. Сегодня автограф представляет особый научный интерес для изучения произведений различных видов искусства (музыкального, художественного, литературного и т. д.), является частью мирового культурного наследия. Внимания специалистов, несомненно, заслуживает автограф художника, так как он в какой-то степени может считаться частью произведения. Подпись является одним из критериев атрибуции произведения и часто становится так называемой визитной карточкой художника. Автором статьи накоплен опыт изучения личностной самооценки человека с применением почерковедческого анализа. Цель предлагаемого исследования состоит в изучении психологического портрета художника И. И. Шишкина на основе психолого-почерковедческого анализа автографов разных лет, с использованием разработанного автором почеркового симптомокомплекса личностной самооценки. Психолого-почерковедческий анализ проводится по общим признакам почерка и позволяет выполнить психологическое портретирование. Итогом изучения автографов художника И. И. Шишкина является почерковедческая характеристика его подписи с психологической интерпретацией установленных признаков, а также определение уровня личностной самооценки художника на основе изучения особенностей его почерка.

Биография автора

Светлана Евгеньевна Сорокина, Казанский (Приволжский) федеральный университет

научный сотрудник

Литература

Beliakova T. V. Knizhnaia i zhurnal’naia grafika v Rossii (Book and Magazine Graphics in Russia): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2013. 193 p. (in Russian)

Galimov S. F. Literaturno-khudozhestvennoe i publitsisticheskoe nasledie Zarifa Bashiri (Zarif Bashiri’s Literary, Artistic and Journalistic Legacy): PhD Thesis. Kazan, 2012. 180 p. (in Russian)

Glushakova T. S. Druzheskoe poslanie kak vid khudozhestvennoi kommunikatsii v kul’ture pozdnesovetskogo andegraunda 1970–1980-kh gg. (Friendly Message as a Form of Artistic Communication in the Culture of the Late Soviet Underground in the 1970s – 1980s): PhD Thesis. Iaroslavl’, 2002. 201 p. (in Russian)

Komarova A. T. Forest Hero-Artist. Ivan Ivanovich Shishkin. Perepiska. Dnevnik. Sovremenniki o khudozhnike (Ivan Ivanovich Shishkin. Correspondence. Diary. Contemporaries about the Artist). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1978, pp. 296–331. (in Russian)

Naiko N. M. Otrazhenie problem tvorcheskogo protsessa v literaturnom nasledii russkikh kompozitorov 19 – pervoi poloviny 20 veka (Reflection of the Problems of the Creative Process in the Literary Heritage of Russian Composers in the 19th – First Half of the 20th Century): PhD Thesis. Novosibirsk, 2003. 243 p. (in Russsian)

Ramazanova G. (ed.). Ivan Ivanovich Shishkin. Zhizn’ i tvorchestvo. K 180-letiiu so dnia rozhdeniia khudozhnika (Ivan Ivanovich Shishkin. Life and Creativity. On the 180th Anniversary of the Artist’s Birth). Kazan, Zaman Publ., 2013. 184 p. (in Russian)

Seslavinskii M. V. Iskusstvo avtografa (The Art of the Autograph). Moscow, Boslen Publ., 2015. 928 p. (in Russian)

Shuvalova I. N. (ed.). Ivan Ivanovich Shishkin. Perepiska. Dnevnik. Sovremenniki o khudozhnike (Ivan Ivanovich Shishkin. Correspondence. Diary. Contemporaries about the Artist). Leningrad, Iskusstvo Publ. 1978. 463 p. (in Russian)

Stoliarenko L. D. (ed.). Osnovy psikhologii (Fundamentals of Psychology). Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1999. 576 p. (in Russian)

Teterina N. I. Istorizm khudozhestvennogo myshleniia M. P. Musorgskogo: ot istochnikovedeniia i tekstologii k dramaturgicheskim kontseptsiiam i filosofii istorii (Historicism of M. P. Mussorgsky’s Artistic Thinking: from Source Study and Textual Criticism to Dramatic Concepts and Philosophy of History): PhD Thesis. Moscow, 2007. 719 p. (in Russian)

Опубликован
2022-01-20
Раздел
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА