ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КАРТИННЫХ РАМ В ФОКУСЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ЭКСПОНИРОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ
Аннотация
Принцип научности в построении музейной экспозиции, равно как и научная реставрация предметов из собраний художественных музеев, очевидно предполагает значительную степень изученности и отдельно взятого памятника, и области искусства, к которой он относится. Различие в экспонировании и реставрации картинных рам в европейских и российских музеях обусловлено, прежде всего, тем, что изучение этих произведений в Европе началось в конце XIX в., а в России — почти столетие спустя. В конце XIX — первых десятилетиях XX в. Я. фон Фальке, Ю. Лессингом, М. Гуггенхеймом, А. Роепером, С. Рошем были изданы альбомы картинных рам, В. фон Боде и Е. Бок опубликовали исследования по истории происхождения и искусства рамы. В 1929 г. в Берлине состоялась инициированная Боде выставка картинных рам, на которой они были представлены как самоценные предметы искусства. Практически в то же время корифей советского искусствознания Б. Р. Виппер начал работу над «Введением в историческое изучение искусства». Четыре абзаца этого основательного труда посвящены раме, рассматриваемой в качестве «специфического элемента картины». По мысли Виппера, стилистическое значение рамы менее важно, нежели роль формата картины. На протяжении XX в. картинные рамы становились объектами фундаментальных исследований историков искусства Германии, Италии, Великобритании, Голландии. В России эти произведения вплоть до конца XX столетия оставались вне поля зрения специалистов, что не могло не отразиться в музейном деле.
Литература
Bock E. von. Florentinische und Venezianische Bilderrahmen aus der Zeit der Gotik und Renaissance. München,Ver. Anstalt F. Bruckmann A.-G. Publ., 1902. 144 p. (in German)
Bode W. von. Bilderahmen in Alter und Neuer Zeit. Katalog der Aussttelung Antike Rahmen. Paris, Rotil Publ., Berlin, Pigmalion Publ., 1929, pp. 7–45. (in German)
Brook Y. V. (ed.). Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia. Ocherki istorii. 1856–1917 (State Tretyakov Gallery. Essays on History. 1856–1917). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1981. 352 p. (in Russian)
Collection du Marquis de Biron: premier vente. Object d’Art et d’Ameublement. Paris: Impr. Georges Petit Publ., 1914. 171 ill. (in French)
Davydova O. S. Expansion of the Image: Frames of the Modern Era. Rama kak ob’’ekt iskusstva: materialy nauchnoi konferentsii (Frame as an Object of Art: Materials of a Scientific Conference). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2015, pp. 169–181. (in Russian)
Ehlich W. Bilder – Rahmen von der Antike bis zur Romanik. Dresden, Verlag der Kunst Publ., 1979. 176 p. (in German)
Falke J. von. Rahmen. Eine Auswahl aus der Sammlung des K. K. Österreich Museums. Wien, Ver. von Anton Schroll & Co Publ., 1892. 50 taf. (in German)
Friedlander M. Art Connoisseur. Moscow, Del’fin Publ., 1923. 46 p. (in Russian)
Grimm C. Alte Bilderrahmen. München, Ver. Georg D.W. Callwey Publ., 1986. 188 p. (in German)
Guggenheim M. Le cornici italiane dalla metà del secolo XV allo scorcio del XVI. Milano, 1897. 19 p. 100 tav. (in Italian)
Havard H. Dictionnaire de l’Ameublement et de la Decoration depuis XIIIe siècle jusqu’a nos jours. T. 1. Paris, Ancienne Maison Quantin Publ., 1887. 1150 p. (in French)
Heydenrik H. The Art and History of Frames. An Inquiry into the Enhancement of Paintings. London, Nicholas Vane Publ. Ltd, 1964. 120 p.
Karpova T. L. (ed.). Rama kak ob’’ekt iskusstva: materialy nauchnoi konferentsii (Frame as an Object of Art: Materials of a Scientific Conference). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2015. 264 p. (in Russian)
Karpova T. L. Kartina i rama. Dialogi (Picture and Frame. Dialogues). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2014 . 436 p. (in Russian)
Lessing J. Rahmen. Anfang XVIII Jahrhundert. Vorbilder-Hefte aus dem Kgl. Kunstgewerbe-Museum. Berlin, Wasmuth Publ., 1888. 12 taf. (in German)
Lessing J. Rahmen. XVI Jahrhundert. Vorbilder-Hefte aus dem Kgl. Kunstgewerbe-Museum. Berlin, Wasmuth Publ., 1895. 13 taf. (in German)
Loyer M. Le cadre français du XVIe au XIXe siècle. Exposition du cadre ancien du XVIe au XIXe siècle: catalogue d’exposition. Galerie Louis Sambon, Paris, 1924. 37 ill. (in French)
Lysenko O. A. “Painting ... must Come to the Frame”. On the Problem of Preserving the Author’s Intention of K. S. Malevich. Rama kak ob’’ekt iskusstva: materialy nauchnoy konferentsii (Frame as an Object of Art: Materials of a Scientific Conference). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2015, pp. 199–216. (in Russian)
Lysenko O. A. On the History of the Existence of Two Frames from the Collection of the Russian Museum. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva 16–21 v. (Pages of the History of Russian Art of the 16th – 21st Centuries). Issue 9. Saint Petersburg, The State Russian Museum Publ., 2005, pp. 110–115. (in Russian)
Mendgen E. (ed.). In Perfect Harmony. Picrure + Frame. 1850–1920. Washington, University of Washington Press Publ., 1995. 278 p.
Mitchell P.; Roberts L. A History of European Picture Frame. London, Paul Mitchell limited Publ., Merrell Holberton Publ., 1996. 136 p.
Mitchell P.; Roberts L. Frameworks. Form, Function & Ornament in European Portrait Frames. London, Paul Mitchell limited Publ., Merrell Holberton Publ., 1996. 480 p.
Munro T. The Arts and Their Interrelations. New York, The Liberal Arts Press Publ., 1951. 559 p.
Murrer W.; Schmidt L. M.; Schreiber D. J. (ed.). Rahmen und Bilder der Brücke Künstler. London, Koenig Books, 2020. 456 p. (in German)
Petrova Iu. N. (ed.). Odet’ kartinu. Khudozhestvennye ramy v Rossii 18 – nachala 20 veka: katalog vystavki (Dress up the Picture. Picture Frames in Russia in the 18th – Early 20th Centuries: Exhibition Catalog). Saint Peterburg, Palace Editions Publ., 2005. 168 p. (in Russian)
Penny N. Frames: Pocket Guides. London, National Gallery Company Publ., 1997. 64 p.
Penny N.; Schade P.; O’Nell H. The Sansovino Frame: Exhibition Catalog. London, National Gallery Company Publ., 2015. 48 p.
Roche S. Cadres français et étrangers du XVe siècle au XVIIIe siècle. Paris, E. Bignou Publ., 1931. 150 ill. (in French)
Roenne B. von. Ein Architekt rahmt Bilder: Karl Friedrich Schinkel und die Berliner Gemäldegalerie: ausstellungskatalog. München; Berlin, Staatliche museen zu Berlin – Preußischer Kulturbesitz und Deutscher Kunstverlag Publ., 2007. 144 p. (in German)
Roeper A. Bilder und Spiegel Rahmen. Leipzig, A. Schumann’s ver. Publ., 1897. 30 taf. (in German)
Sabatelli F. (ed.). La cornice italiana dal Rinascimento al Neoclassico. Milano, Electa Publ., 2004. 376 p. (in Italian)
Solov’eva S. Il’ia Repin. Priem volostnykh starshin imperatorom Aleksandrom III vo dvore Petrovskogo dvortsa v Moskve (Il’ia Repin. Reception of Volost Elders by Emperor Alexander III in the Courtyard of the Petrovsky Palace in Moscow). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2014. 60 p. (in Russian)
Tarasov O. Iu. Rama i obraz. Ritorika obramleniia v russkom iskusstve (Frame and Image. Framing Rhetoric in Russian Art). Moscow, Progress-traditsiia Publ., 2007. 448 p. (in Russian)
Thiel P. J. J. van; Kops C. J. de. Prijst de Lijst: De Hollandse schilderijlijst in de zeventiende eeuw. Amsterdam, Rijksmuseum, Den Haag: Staatsuitgeverij, 1984. 320 p. (in Dutch)
Turchin V. Frame and Painting. Iunyi khudozhnik (Young Artist), 1981, no. 9, pp. 29–31. (in Russian)
Wipper B. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva (An Introduction to the Historical Study of Art). Moscow, V. Shevchuk Publ., 2004. 368 p. (in Russian)
Zverev V. V. On the Concept of “Scientific Restoration”. Istoricheskie issledovaniia. Zhurnal Istoricheskogo fakul’teta MGU im. M. V. Lomonosova (Historical Research. Journal of the Faculty of History, Moscow State University Named after M. V. Lomonosov), 2019, no. 13, pp. 128–142. (in Russian)