ВЫРЕЗАНИЕ КАК ИСКУССТВО

  • Светлана Леонидовна Яворская Домодедовский историко-художественный музей
Ключевые слова: искусство вырезания; проблемы систематизации; вырезание из бумаги; силуэт; вырезание из кожи; вырезание из металла; аппликация.

Аннотация

В основе деления искусств на виды лежит «мышление в материале». Вырезание из листовых материалов (кожи животных, рыбьей кожи, различных металлов, бересты, войлока, тканей, пергамена, бумаги, синтетических пленок) — особый вид художественной техники, насчитывающий тысячи лет развития. Он использует единый технологический принцип: изображение отделяется от фона и становится самостоятельным. Оно представляет собой плоский (независимо от толщины материала), но трехмерный образ и может существовать отдельно в пространстве или может быть закреплено на фоне. Общим видовым признаком является также набор инструментов, используемых в этом виде искусства: разнообразные ножи, ножницы различного назначения, резаки, стамески, пилы, лобзики, пробойники, штампы, прессы. Он используется для работы со всеми листовыми материалами во всех регионах распространения этого вида искусства. Вырезание из листовых материалов накопило огромный художественный опыт, выработало собственные приемы и средства выразительности, сформировало свой изобразительный язык, освоило изобразительные и неизобразительные формы искусства, монументальные, станковые и миниатюрные формы, создало произведения, демонстрирующие весь спектр жанрового многообразия. Благодаря вырезанию появилось огромное количество произведений, которые разрозненно рассматриваются в комплексах различных видов искусств, без учета их специфических особенностей, — что оставляет их за пределами научного подхода к исследованиям. Это не объединяет художественные произведения с подобными типологическими и видовыми свойствами в единый комплекс, а наоборот — разделяет их и искажает объективную картину систематизации искусства. Научный подход поможет выделить рассредоточенные до этого момента памятники в типологические группы и создать структурированную систему объединения подобных произведений искусства в отдельный комплекс, обозначив его как особый вид искусства — «искусство вырезания». Исследование основано на изучении уникальной коллекции художественных вырезок, хранящейся в историко-художественном музее г. Домодедово.

Биография автора

Светлана Леонидовна Яворская, Домодедовский историко-художественный музей

научный сотрудник

Литература

Beletskii P. A. Georgii Ivanovich Narbut. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1985. 240 p. (in Russian)

Gollerbakh E. The City of the Muses. Priiatneishaia ten’. Al’manakh (Pleasant Shadow. Almanac). Issue 2. Moscow, Klassika plus Publ., 1997, pp. 141–184. (in Russian)

Iakovleva N. Silhouettes on the Screen. Khudozhestvennyi zamysel i ego voploshchenie sredstvami vyrezaniia (Artistic Concept and Its Implementation by Means of Cutting). Domodedovo, 2009, pp. 99–101. (in Russian)

Kagan M. S. Morfologiia iskusstva (Morphology of Art). Available at: http://teatr-lib.ru/Library/Kagan/morph/ (accessed 12 April 2020). (in Russian)

Kornilov P. E. (ed.). Elizaveta Sergeevna Kruglikova. Zhizn’ i tvorchestvo (The Life and Work of Elisaveta Sergeevna Kruglikova). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1959. 132 p. (in Russian)

Merkene I. R. Lithuanian Paper Cutting in the Second Half of the 20th Century and at the Beginning of the 21st century. Problemy izucheniia, sokhraneniia, ispol’zovaniia iskusstva vyrezki (Problems of Studying, Preserving, Using the Art of Cutting). Domodedovo, 2006, pp. 21–29. (in Russian)

Nikulina N. I. Siluety F. P. Tolstogo v sobranii Ermitazha (The Hermitage Collection of Silhouettes by F. P. Tolstoy). Leningrad, The State Hermitage Museum Publ., 1961. 64 p. (in Russian)

Olekseenko A. I. The Luxury of Meeting People and Animals. Realist Silhouettes by V. M. Smirnin (1931–1989). Khudozhestvennyi zamysel i ego voploshchenie sredstvami vyrezaniia (Artistic Concept and Its Implementation by Means of Cutting). Domodedovo, 2009, pp. 70–77. (in Russian)

Perova E. G. The Mystery of “F. K.”. The Art of Scissors and Chisel. Trudy gosudarstvennogo istoricheskogo muzeia (Proceedings of the State Historical Museum), 2002, no. 134, pp. 35–43. (in Russian)

Polunina N. M.; Frolov A. I. Russian Silhouette. Priiatneishaia ten’. Al’manakh (Pleasant Shadow. Almanac). Issue 2. Moscow, Klassika plus Publ., 1997, pp. 9–137. (in Russian)

Popov G. V. Rukopisnaia kniga Moskvy. Miniatiura i ornament vtoroi poloviny 15–16 stoletiia (The Manuscripts of Moscow. Miniature Painting and Ornaments in the Second Half of the 15th Century and in the 16th Century). Moscow, Indrik Publ., 2009. 277 p. (in Russian)

Rozhdestvenskaia S. B. Russkaia narodnaia khudozhestvennaia traditsiia v sovremennom obshchestve (Russian Popular Art Traditions in the Modern Society). Moscow, Nauka Publ., 1981. 207 p. (in Russian)

Shevchenko E.; Kornienko V.(ed.) Ukraïns’ka vitinanka. Al’bom-katalog Vseukraïnskoï vistavki (Ukrainian Wycinanki. A catalogue of the All-Ukranian Exhibition). Kiev, Narodni dzherela Publ., 2013. 112 p. (in Ukranian)

Sparyshkina A. V. Russian Paper Cutting as a Popular Art at the End of the 19th Century and at the Beginning of the 20th Century. Khudozhestvennoe vyrezanie: ot proshlogo v budushchee (Artistic Cutting: from the Past to the Future). Domodedovo, 2012, pp. 9–24. (in Russian)

Shpuntova M. Iu.; Shpuntov A. V. Heraldic Motifs on Сarved Custodia of Eighteenth-Century Stamps Held in the Chernihiv Historical Museum (A Reconstruction). Transactions of the State Hermitage Museum CIV. Heraldry: Theory and Practice. Proceedings of the International Conference Held on 20–22 February 2020. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2021, pp. 154–164.

Yavorskaya S. L. The History, Traditions and New Trends in East-European Paper Cutting. Khudozhestvennoe vyrezanie: Proshchaite, traditsii?(Art Cutting: Farewell to Traditions?). Domodedovo, 2018, pp. 8–24. (in Russian)

Zaritskaia O. I. A Papercut “The Death of Hector”. Iskusstvo vyrezaniia iz bumagi, kak sposob obshcheniia (The Art of Paper Cutting as a Way of Communication). Domodedovo, 2010, pp. 85–90. (in Russian)

Опубликован
2022-01-20
Раздел
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО