ВЛИЯНИЕ ПРИБАЛТИЙСКОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ЛЕНИНГРАДА
Аннотация
Статья посвящена анализу влияния искусства прибалтийских советских республик на формирование художественного языка круга произведений декоративного искусства Ленинграда, условно объединяемых в рамках так называемого «ленинградского стиля». В этих произведениях наряду с основными магистральными линиями, обусловленными ленинградской идентичностью и поиском визуальных способов выражения «культурного кода» города в произведениях искусства, во второй половине ХХ в. находили отражение и влияние иные художественные концепции и идеи, в рамках которых работали мастера Советского Союза. Вторым вектором исследования являлось изучение взаимосвязи эволюции «современного стиля» в декоративном и промышленном искусстве в контексте взаимодействия с искусством прибалтийских мастеров. Благодаря культурному обмену с Прибалтикой в декоративном искусстве Ленинграда, начиная с 1950-х гг., происходил активный творческий диалог (выставки, образовательные и творческие поездки), результатом которого стало обогащение художественного языка произведений, созданных ленинградскими мастерами, выразительными элементами, характерными для прибалтийского искусства. В рамках статьи рассмотрены некоторые черты взаимодействия искусства прибалтийских советских республик и ленинградского декоративного искусства и определены художественные приемы, явившиеся результатом этого взаимодействия. Прибалтийское искусство привнесло в выразительный компонент «ленинградского стиля» такие черты, как: уделение большего внимания специфике материала, четкий отбор необходимых и достаточных средств художественной выразительности, лаконичность колорита, определенное переосмысление роли декора в произведении. В статье рассматриваются произведения Руты Богустовой, Рудольфа Хеймратса, Лейды Юрген, Пильви Ойямаа, Хилле Пыльд, Юты Паас-Александровой, Петериса Мартинсонса и др. Новизна исследования определяется комплексным анализом влияния прибалтийского искусства на различные отрасли декоративного и промышленного искусства.
Литература
Biographical review “Glass, Artists, Destinies”. Central Park of Culture and Recreation Named after S. M. Kirov. Available at: https://elaginpark.org/events/biograficheskyi-obzor-steklo-khudozhniki-sudby/ (accessed: 03 May 2021). (in Russian)
Borovskii A.; Karasik I.; Kostrits M.; Malich K.; Perts V. V poiskakh sovremennogo stilia (In Search of Modern Style). Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2019. 120 p. (in Russian)
Decorative Minimalism. “Thaw” in Soviet Porcelain. From the Cycle “Christmas Gift”. Museum News. The State Hermitage Museum. Available at: http://museum.ru/N76675 (accessed: 30 April 2021). (in Russian)
Estonian Circle of the Leningrad Art Glass Factory. Elagin Island Museum of Art Glass. Available at: http://museum.ru/N60137 (accessed: 03.05.2021).
Gabriel’ G. N. Avtorskoe iuvelirnoe iskusstvo Leningrada-Sankt-Peterburga vtoroi poloviny 20 veka: Istoki i evoliutsiia (Author’s Jewelry Art of Leningrad-St. Petersburg in the Second Half of the 20th Century: Origins and Evolution): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2002. 168 p. (in Russian)
Gabriel’ G. N. Petersburg Enamel: History and Modernity. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury (Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture), 2010, vol. 1 (5), pp. 58–64. (in Russian)
Gusarova Iu. V. Leningradskaia keramika kak fenomen otechestvennogo iskusstva vtoroi poloviny 20 veka (Leningrad Ceramics as a Phenomenon of Russian Art in the Second Half of the 20th Century): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2011. 195 p. (in Russian)
In Search of Modern Style. Leningrad Experience. Second Half of 1950s – Mid 1960s. The State Russian Museum. Available at: https://rusmuseum.ru/marble-palace/exhibitions/in-search-of-modern-style-the-leningrad-experience-the-second-half-of-the-1950s-to-mid-1960s (accessed: 02 May 2021). (in Russian)
Kopylkov M.; Izotova M. Odna kompozitsiia (One Composition). Saint Petersburg, Izdatel’ Kh. I. Manuvakhov Publ., 2010. 318 p. (in Russian)
Krasil’nikova T. V. “Sovremennyi stil’ ” v sovetskom dekorativno-prikladnom iskusstve perioda ottepeli (“Modern Style” in Soviet Decorative and Applied Art of the Thaw Period): PhD Thesis Abstract. Moscow, 2014. 24 p. (in Russian)
Krasnik A. F. Vitrazh Leningrada-Peterburga kak khudozhestvennoe iavlenie vtoroi poloviny 20 veka (Stained Glass Window of Leningrad-Petersburg as an Artistic Phenomenon of the Second Half of the 20th Century): PhD Thesis Abstract. Saint Petersburg, 2003. 23 p. (in Russian)
Peteris Martinson. Line and Shape. Dekorativas makslas un dizana muzejs. Available at: http://lnmm.lv/ru/dmdm/poseti/vistavki/5242-pietieris-martinson-liniia-i-forma (accessed: 01 May 2021).
Platonova N. G.; Medvedeva G. M. Russkie iuvelirnye ukrasheniia 16–20 vekov iz sobraniia Gosudarstvennogo ordena Lenina Istoricheskogo muzeia (Russian Jewelry of the 16–20 Centuries from the Collection of the State Historical Museum). Moscow, Galart Publ., 1994. 344 p. (in Russian)
Ruta Bogustova. Gobelen: katalog vystavki (Bogustova Ruta. Tapestry: exhibition catalog). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. 36 p. (in Russian)
Ruta Bogustova. Tekstils. Riga, Art-refuge Alberts Publ., 2018. 223 p. (in Latvian)
Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia (St. Petersburg State Academy of Art and Industry). Saint Petersburg, Proekt “Svobodnye khudozhniki Peterburga” Publ., 2011. 448 p. (in Russian)
Savitskaia V. I. Sovremennyi sovetskii gobelen (Modern Soviet Tapestry). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1979. 216 p. (in Russian)
Shik I. A. et al. Dekorativnyi minimalizm. “Ottepel’ ” v sovetskom farfore: katalog vystavki (Decorative Minimalism. “Thaw” in Soviet Porcelain: exhibition catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ, 2020. 188 p. (in Russian)
Shik I. A. Floral Motifs in the Porcelain of the Khrushchev “Thaw” Period. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2020, no. 4, pp. 52–59. (in Russian)
Sokhranskaia N. M. Iu. Paas-Aleksandrova (Utah Paas-Alexandrova). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1990. 98 p. (in Russian)
Spiridonova Iu. V. Estonian Artists’ Circle of the Leningrad Art Glass Factory. Khudozhestvennoe steklo: ot mastera k muzeiu (Art Glass: from Master to Museum). Saint Petersburg, MAKS-PRINT Publ., 2015, pp. 86–95. (in Russian)
Startseva O. E. Collection of Soviet Art Glass in the Collection of the Department of Decorative and Applied Arts of the State Russian Museum. Voprosy muzeologii (Museological Issues), 2015, vol. 2 (12), pp. 71–77. (in Russian)
Stepanian N. S. Expansion of the Front of Action (“Ceramics 75”). Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1976, no. 3, pp. 41–42. (in Russian)
Stepanova D. G. “Leningrad Style” in Decorative and Industrial Art: Introduction to the Topic. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2020, no. 4, pp. 44–51. (in Russian)
Strizhenova T. K. Rudol’f Kheimrat. Gobelen (Rudolph Heimrath. Tapestry) Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1984. 124 p. (in Russian)
Utkin P. I. Russkie iuvelirnye ukrasheniia (Russian Jewelry). Moscow, Legkaia industriia Publ., 1970. 162 p. (in Russian)
Voronov N. V.; Dubova M. M. Almaznaia gran’: rasskaz o nevskom khrustale (Diamond Edge: a Story about the Nevsky Crystal). Leningrad, Lenizdat Publ., 1974. 102 p. (in Russian)