О ТРУДАХ РОБЕРТА ФОРРЕРА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ
Аннотация
В последние десятилетия наблюдается подъем интереса к истории отечественного текстиля — малоизученной области декоративно-прикладного искусства. Изучение истории российской легкой промышленности невозможно без знания зарубежного материала, поскольку набивная отрасль в России появилась и развивалась при непосредственном участии специалистов ведущих европейских ситценабивных центров, таких как Франция (Эльзас), Швейцария, Великобритания, Германия. Тем более важно обращение к трудам зарубежных исследователей, которые были почти современниками интереснейшего процесса развития набивного производства XIX в. Имя швейцарского коллекционера, историка искусств, археолога Роберта Форрера (1866–1947) в настоящее время незаслуженно забыто. Публикаций о нем крайне мало, а большая часть собранной им коллекции малодоступна для отечественного исследователя. На материалах собственной коллекции Р. Форрером были опубликованы две монументальные монографии, посвященные истории искусства набойки, в которых он впервые выделяет печать на тканях в отдельный раздел искусствознания. Фактически Форрер стал основоположником этого раздела истории прикладного искусства. На русском языке эти труды пока не изданы, поэтому автором настоящей публикации был осуществлен их перевод. Впервые к наследию швейцарского ученого обратилась Н. Ю. Бирюкова при подготовке каталога европейских набивных тканей из собрания Эрмитажа. Первыми публикациями о Форрере на русском языке стали статьи
Т. А. Долгодровой, сотрудника РГБ, куда весной 1946 г. была передана часть собрания набивных тканей Форрера в возмещение ущерба, нанесенного русской культуре во время Великой Отечественной войны. Т. А. Долгодрова занималась каталогизацией и изучением этой коллекции. В публикациях автора настоящeй статьи было рассмотрено значение наследия Форрера для изучения истории российского набивного производства, а также освещен ряд вопросов, которые не вошли в круг проблем, очерченных Т. А. Долгодровой. Данная статья посвящена анализу данных, приведенных Форрером в его трудах относительно становления ситценабивного производства в Западной Европе, о появлении на рынках Европы индийских ситцев, копировании восточных образцов и появлении собственных узоров, орнаментов и типов тканей. Эти сведения представляют интерес с позиции изучения путей проникновения европейских образцов в Россию при том, что отечественными производствами швейцарский исследователь подробно не занимался. В статье рассмотрены истоки наиболее популярных в России типов ситцевых тканей, в частности «адрианопольских красных». Сведения о первых европейских предприятиях и имена печатников, начавших создавать краснофонные ситцы, разбросаны по разным разделам монографий Р. Форрера, который не выводил этот тип набивных тканей в особый раздел. «Адрианопольские ткани» появились в Европе в начале XIX в., а через 50 лет в России стали производить в большом количестве на мануфактурах купцов Барановых. Сегодня они известны как как «барановские» ситцы, которые стали частью национального русского стиля. Монографии Форрера не потеряли своей научной актуальности и по сей день. Они представляют собой кладезь фактологической информации, однако представленные данные требуют подробного анализа, касающегося в первую очередь сравнения и сопоставления основных этапов развитие ситценабивной отрасли в разных странах.
Литература
Arsen’eva E.V. Ivanovskie sitsy 18 – nachala 19 veka (Ivanovo Printed Textiles from 18th to Early 19th Centuries). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1983. 216 р. (in Russian)
Biriukova N. Iu. Zapadnoevropeiskie nabivnye tkani 16–18 veka. Sobranie Gosudarstvennogo Ermitazha (Western European Printed Textiles of 16th–18th Century. Collection of the State Hermitage). Moscow, Iskusstvo Publ., 1973. 175 р. (in Russian)
Brandt A. Essai sur les mulhousiens en Russie au XIX siecle. Bulletin du Musée historique de Mulhouse. Mulhouse, 1959, рр. 76–98. (in French)
Dolgodrova T. A. The Value of the Catalogue of the Collection of Printed Fabrics of the 18th – 19th Centuries by Robert Forrer (German Museum of Book and Type, Leipzig). Rumiantsevskie chteniia-2003: Kul’tura: ot informatsii k znaniiu (Rumyantsev Readings-2003: Culture: from Information to Knowledge). Moscow, Pashkov dom Publ., 2003, рр. 74–78. (in Russian)
Dolgodrova T. A. (ed.). Katalog nabivnykh tkanei 13–19 vekov iz sobraniia Roberta Forrera (Catalog of Printed Fabrics of the 13th – 19th Centuries from the Collection of Robert Forrer). Moscow, Pashkov dom Publ., 2010. 248 p. (in Russian)
Forrer R. Die Zeugdrucke des byzantinischen, romanischen, gothischen und späteren Kunstepochen von Dr. R. Forrer. Strassburg, Aktiengesellschaft Konkordia in Bühl (Baden) Publ., 1894. 164 p. (in German)
Forrer R. Die Kunst des Zeugdrucks vom Mittelalter bis zur Empirezeit. Nach Urkunden und Originaldrucken bearbeitet von Dr. R. Forrer. Strassburg, Verlag von Schlesien und Schweikhardt, Aktiengesellschaft Konkordia in Bühl (Baden) Publ., 1898. 274 p. (in German)
Fues D. La garance: colorant du rouge turc. Andrinople le rouge magnifique. De la teinture à l’impression, une cotonnade a la conquete du monde. Mulhous. Musée d’Impression Sur Étoffe. Paris, Éditions de la Martinière Publ., 1995, рр. 80–92. (in French)
Jacque J. Le role determinant de Mulhouse au XIXe siècle dans l’histoire du rouge turc. Andrinople le rouge magnifique. De la teinture à l’impression, une cotonnade a la conquete du monde. Mulhous. Musée d’Impression Sur Étoffe. Paris, Éditions de la Martinière Publ., 1995, рр. 14–34. (in French)
Keller J.-F. La manufacture Steiner ou le rouge universel Andrinople. Andrinople le rouge magnifique. De la teinture à l’impression, une cotonnade a la conquete du monde. Mulhous. Musée d’Impression Sur Étoffe. Paris, Éditions de la Martinière Publ., 1995, рр. 34–52. (in French)
Kovaleva N. I. Printed Kerchiefs and Shawls in the Collection of the Russian Museum. Platki i shali v Rossii 18–19 vekov iz sobraniia Russkogo muzeia: materialy i issledovaniia (Кerchiefs and Shawls in Russia in the 18th – 19th Centuries from the Collection of the Russian Museum: Materials and Research). Saint Petersburg, The State Russian Museum, Palace Editions Publ., 2018, рр. 115–140. (in Russian)
Kovaleva N. I. Robert Forrer and the Significance of His Legacy for Studying the History of Russian Printing Industry. Observatoriia kul’tury (Observatory of Culture), 2020, vol. 17, no. 4, pp. 380–393. (in Russian)
Kurrer W. H. v. Die Druck- und Färbkunst in ihrem ganzen Umfange. Vienna, Karl Gerold Publ., 1848–1850, vol. 1–3. (in German)
Persoz J.-F. Traité théorique et pratique de l’impression des tissus. Paris, Victor Masson Publ., 1846, vol. 1–5. (in French)
Phipps Е. Global Colors: Dyes and the Dye Trade. Interwoven Globe. The Worldwide Textile Trade, 1500–1800. New York. The Metropolitan Museum of Art. New Haven, Yale University Press Publ., 2013, рр. 120–136.
Prokhorov S. I. Materials on the History of the Production of Red Textiles (kumach). Report to the Society for the Promotion and Development of the Manufacturing Industry, at the meeting on February 14, 1892. Izvestiia Obshhestva dlia sodeistviia uluchsheniiu i razvitiiu manufakturnoi promyshlennosti (News of the Society for the Promotion and Development of the Manufacturing Industry), Moscow, 1892, vol. 1, paper 9, pp. 1–10. (in Russian)
Rast-Eicher A. Bartholome Jenny & Cie in Ennenda. Ennenda, Fridolin Druck und Medien, Schwanden Glarus Publ., 2009. 96 p. (in German)
Rast-Eicher A. Zeugdruck im Kanton Glarus. Maltechnik & Farbmittel der Semperzeit. Munich, Institut für Denkmalpflege und Bauforschung Eidgenössische Technische Hochschule Zürich Publ., 2014, pp. 170–185. (in German)
Smirnov Iu. I. The Focus of Comparative Research on Folklore. Slavianskii i balkanskii fol’klor. Obriad. Tekst (Slavic and Balkan Folklore. Rite of Passage. Text). Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 5–12. (in Russian)