ГОБЕЛЕНОВЫЕ ПОРТРЕТЫ АЛЕКСАНДРА I И ЕЛИЗАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ИЗ ЭРМИТАЖА: ВОЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ ШЕДЕВРОВ

  • Татьяна Николаевна Лехович Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: гобелены; скульптура; Рютксьель; Канова; текстиль; Александр I; Елизавета Алексеевна; Наполеон I; Мария-Луиза; Эрмитаж; ампир.

Аннотация

В коллекции Эрмитажа хранятся парные тканые портреты Александра I и Елизаветы Алексеевны, необычная история создания которых тесно связана с бурными событиями Наполеоновских войн. Вытканные как портреты Наполеона I с бюста Кановы и Марии-Луизы с бюста Бозио, они были «скорректированы» на Мануфактуре Гобеленов в Париже в 1815 г. Согласно изменившейся во Франции политической ситуации, вместо бюстов французской императорской четы ткачи вставили портреты их победителей. Статья посвящена истории создания портретов от Наполеона I до Александра I. В работе над ними принимали участие не только сотрудники Мануфактуры Гобеленов, но также скульпторы начала XIX в., живописцы, реставраторы, краснодеревщики. По окончанию работ для портретов были изготовлены специальные рамы с российским гербом и символикой Александра I. В 1817 г. портреты прибыли в Россию и были поднесены русскому императору в Петергофе. На протяжении более чем двухсотлетней жизни гобеленовых портретов Александра I и Елизаветы Алексеевны история их создания была частично утрачена, а целый комплекс произведений искусства, которые составляют с ними единый ансамбль, был рассеян. В статье восстановлена полная картина создания этих редких шедевров портретного и прикладного искусства в контексте принадлежащих к ним памятников из коллекции Эрмитажа и других музеев. Благодаря атрибуциям и архивным документам удалось определить скульптурные бюсты и внешний вид оригинальных рам. В работе были использованы архивные материалы Мануфактуры Гобеленов в Париже и российские архивные документы, атрибуции произведений искусства, сделанные сотрудниками Эрмитажа и Русского музея.

Биография автора

Татьяна Николаевна Лехович, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Литература

Biriukova N. Iu. Frantsuzskie shpalery kontza 15-20 veka v sobranii Ermitaga (French Tapestry of the 15th – 20th Century in the Collection of the Hermitage). Leningrad, Avrora Publ., 1974. 169 p. (in Russian and French)

Etoeva I. G. Lost Name: Rutxhiel, Henri-Joseph. Trudy Gosudarstvennogo Ermitaga (Transactions of the State Hermitage Museum). Vol. 95. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2018, pp. 187–197. (in Russian)

Faibisovich V. M.; Mironenko S. V. (ed.). Alexander I “Sfinks ne razgadannyi do groba”. Katalog vystavki (Alexander I, “The Sphinx who Remained an Enigma to the Grave”. Exhibition Catalogue). Saint Petersburg, Slavia Publ., 2005. 351 p. (in Russian)

Fenaille M. Etat général des tapisseries de la manufacture des Gobelins depuis son origine jusqu'à nos jours, 1600–1900. Périod du dix-neuvième siècle 1794–1900. Vol. 5. Paris, Hachette Publ., 1912. 466 p. (in French)

Rappe T. V. (ed.). Dary Vostoka i Zapada Imperatorskomu Dvoru za 300 let. Katalog vystavki (Gifts from East and West to the Imperial Court over 300 Years. Exhibition Catalogue). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2014. 420 p. (in Russian)

Rappe T. V. (ed.). France in Russia: Empress Josephine’ Malmaison Collection. Catalogue. The Hermitage Rooms at Somerset House, London. London, Fontanka Publ., 2007. 133 p.

Rappe T. V. (ed.). Pod znakom orla: iskusstvo ampira (Realms of the Eagle. The Art of Empire. Catalogue). Saint Petersburg, Slavia Publ., 1999. 103 p. (in Russian)

Vilinbakhov G. V. (ed.). Paris-Saint-Petersburg 1800–1830. Quand la Russie parlait français… Catalogue. Musée de l’Armée – Hôtel national des Invalides. Moscou, Interros Publ, 2003. 80 p. (in French)

Vilinbakhov G. V.; Olausson M. et al. Staging Power: Napoleon, Charles John, Alexander. Catalogue. Stockholm, Nationalmuseum Publ., Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2010. 424 p.

Опубликован
2022-01-20
Раздел
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО