ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КОСТЮМНЫХ ОБРАЗОВ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ В КИНОФИЛЬМЕ «ЮНОСТЬ ПЕТРА»

  • Екатерина Валерьевна Андреева Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Ключевые слова: костюм; интерпретация; Софья Алексеевна; образ; колорит; художник; конструкция; технология; Юность Петра; отечественный кинематограф.

Аннотация

Статья посвящена изучению стилистических особенностей костюмных образов царевны Софьи на примере экранизации С. А. Герасимова «Юность Петра» (1980). Для анализа было выделено несколько знаковых образов героини в разные моменты истории. Изучая костюмы, автор определяет название предполагаемой исторической одежды и особенности ее интерпретации. Костюмы киногероини имеют конструктивные и технологические особенности, которые не характерны экранизируемой эпохе, что подтверждается рисунком Августина Мейерберга XVII в. Отмеченные особенности изделий не привлекают внимание зрителя, но являются предметом изучения для исследователей. Создатели сообщают, что за основу портрета Софьи использовались гравюры и рисунки, на которых изображена правительница. Вследствие этого автор соотносит костюмный комплекс героини с произведениями изобразительного искусства XVII–XIX вв., выявляет схожие черты и предполагает, что подобные произведения могли стать прототипом для создания образа Софьи Алексеевны в кинофильме «Юность Петра». Художники подобрали определенную палитру для костюмов героини. На протяжении всей кинокартины ее одежда имела тоновую градацию от светлого к темному. В первой сцене костюм царевны представлен в светлых, практически белых тонах, ближе к завершению киноленты костюмы Софьи приобретают насыщенные темные цвета. В черном цвете представлен только один элемент костюма — рубаха. Исходя из исторических источников, цветовую гамму костюмов можно завершить абсолютно черным цветом. Когда Софью Алексеевну сослали в монастырь, ей пришлось облачиться в черную монашескую рясу.

Биография автора

Екатерина Валерьевна Андреева, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

студентка магистратуры

Литература

Dulenkov B.; Popov A. Modernity of History. Iskusstvo kino (Art of Cinema), 1981, vol. 5, pp. 98–109. (in Russian)

Film Studio named after Maxim Gorky. Women’s Costume, 1980. Google Arts & Culture. Available at: https://artsandculture.google.com/asset/_/UgEFRxkwfyc0-w (accessed: 10 April 2021) (in Russian)

Gerasimov S. Topicality of History. Iskusstvo kino (Art of Cinema), 1980, vol. 9, pp. 70–85. (in Russian)

Giliarovskaia N. V. (ed.). Russkii istoricheskii kostium dlia stseny: Kievskaia i Moskovskaia Rus’ (Russian Historical Costume for the Stage: Kiev and Moscow Rus). Moscow, Leningrad, Art Publ., 1945. 138 p. (in Russian)

Karamzin N. M. Izbrannye sochineniia: v 2 t. (Selected Works: in 2 vols.). Vol. 2. Moscow, Leningrad, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1964. 591 p. (in Russian)

Mejerberg A. Al’bom Mejerberga. Vidy i bytovye kartiny Rossii 17 veka: Risunki Drezdenskogo al’boma, vosproizvedennye s podlinnika v natural’nuiu velichinu, s prilozheniem karty puti cesarskogo posol’stva 1661–62 gg. (Meyerberg’s Album. Views and Everyday Paintings of 17th-century Russia: Drawings of the Dresden Album, Reproduced from the Original in Full Size, with the Appendix of the Map of the Way of the Cesar Embassy in 1661–62). Saint Petersburg, Suvorin Publ., 1903. 61 p. (in Russian)

Portraits of Russian Tsars and Tsarevnas. Culture. RF. Available at: https://www.culture.ru/materials/174311/portrety-russkikh-caric-i-careven (accessed: 10 April 2021). (in Russian)

Povoliaev V. History is a Living Fabric in S. Gerasimov’s Film Epic “Peter’s Youth”. Sovetskaia kul’tura (Soviet Сulture), 1981, vol. 20, p. 5. (in Russian)

Rabinovich M. G. (ed.). Drevniaia odezhda narodov Vostochnoi Evropy: Materialy k istoriko-etnograficheskomu atlasu (Ancient Clothing of the Peoples in Eastern Europe: Materials for the Historical and Ethnographic Atlas). Moscow, Nauka Publ., 1986. 271 p. (in Russian)

Tseiukov V. New Roles. Natalia Bondarchuk. Sovetskaia kul’tura (Soviet Culture), 1979, vol. 91 (5307), p. 8. (in Russian)

The Picture in Detail: “Three Tsarevnas” by Viktor Vasnetsov. Culture. RF. Available at: https://www.culture.ru/materials/154117/kartina-v-detalyakh-tri-carevny-viktora-vasnecova (accessed: 12 April 2021).

Vediushkin V. A.; Iusim M. A. (ed.). Vsemirnaia istoriia: v 6 t. T. 3: Mir v rannee Novoe vremia (World History: in 6 vol. Vol. 3: The World in Early Modern Times). Moscow, Nauka Publ., 2013. 853 p. (in Russian)

Zabelin I. E. Domashnii byt russkikh tsarits v 16 i 17 stoletiiakh (Domestic Life of Russian Tsars in the 16th and 17th Centuries). Moscow, Institute of Russian civilization Publ., 2014. 704 p. (in Russian)

Опубликован
2021-09-20
Раздел
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ И КИНО