ОТ «ГАПТИЧЕСКОГО» ЗРЕНИЯ К «ОСЯЗАТЕЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ». О СООТНОШЕНИИ ВИЗУАЛЬНОГО И ТАКТИЛЬНОГО ОПЫТА В ПАРТИЦИПАТОРНЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРАКТИКАХ

  • Евгения Игоревна Киселева-Аффлебах Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Ключевые слова: осязательная эстетика; гаптическое зрение; хаптика; эстетика переживаний; современное искусство; музеология; мультисенсорное искусство; инклюзия; партиципаторные практики.

Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения визуального и осязательного восприятия в партиципаторных, инклюзивных и социальных практиках, осуществляемых современным художественным музеем. Появление в плоскости визуальных искусств понятий «гаптический/хаптический», «тактильный», «осязательный», «сенсорный» и трансформация комплекса идей, стоящая за этими понятиями, рассматриваются маждисциплинарно в аспекте институционального развития музея и формирования новых выставочных и образовательных трендов. Термин «гаптическое» зрение, пришедший в искусствоведение в XIX в. из естествознания, в трудах Алоиза Ригля обозначает «ближнее» зрение — неиллюзионистское, материальное, которое противопоставляется «оптическому», «дальнему» зрению, ориентированному на пространство и передачу абстрактных идей. Идею «тактильного сознания» применительно к пластическим искусствам развивают Адольф фон Гильдебрандт и Бернадр Беренсон. В XX в. соотношение визуального и осязательного восприятия проблематизируется с точки зрения феноменологии (М. Мерло-Понти, М. Фуко), деконструкции (Ж. Деррида), постструктурализма (Ж. Делез) и других подходов. В современных визуальных исследованиях понимание культуры как медиальной предполагает переосмысление взаимоотношений между художником, зрителем и произведением. Рост интереса к прикосновению, тактильности и мультисенсорному восприятию в визуальном и медиаискусстве начала XXI в. приводит к появлению термина «осязательная эстетика» (Л. Маркс). Институциональное развитие музея на рубеже XX–XXI вв. вызывает активизацию партиципаторных практик (равно задействующих зрительное и телесное восприятие) как в отношении художественных проектов, так и в плоскости посетительского опыта. Также в контексте заявленной темы рассматривается тенденция включения новых аудиторий в жизнь музея, реализация тактильных программ для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках инклюзивных музейных проектов. Статья обращается к российским и зарубежным музейным проектам, предполагающим неразрывность визуального и тактильного опыта и реализующим эксперименты с невизуальной передачей художественного опыта в контексте «осязательной эстетики» и «эстетики переживаний».

Биография автора

Евгения Игоревна Киселева-Аффлебах, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

кандидат культурологии, заведующая Отделом междисциплинарных проектов

Литература

Berenson B. The Florentine Painters of the Renaissance. New York, G. P. Putnam’s Sons Publ., 1896. 164 p.

Bishop C. The Social Turn: Collaboration and Its Discontents. Artforum, 2006, February, pp. 178–183.

Fleck R. Von allen Sinnen. Wahrnehmung in der Kunst. Wien, Hamburg, Edition Konturen Publ., 2016. 136 S. (in German)

Foster H.; Krauss R.; Bois Y.-A. et al. Art since 1900. Modernism, Antimodernism, Postmodernism. London, Thames&Hudson Publ., 2005. 688 p.

Hantelmann D., von. The Experiential Turn. Khudozhestvennyi zhurnal (Art Magazine), 2017, no. 103, pp. 60–79. (in Russian)

Kant I. On the Form and Principles of the Sensuously Perceived and Intelligible World. Collected Works in 6 vols. Vol. 2. Moscow, 1964, pp. 381–426. (in Russian)

Levent N.; Pascual-Leone A. The Multisensory Museum: Cross-Disciplinary Perspectives on Touch, Sound, Smell, Memory, and Space. Lanham, MD, Rowman & Littlefield Publ., 2014. 383 p.

Linden D. Osiazanie. Chuvstvo, kotoroe delaet nas lyud’mi (Touch. The Science of the Sense that Makes Us Human). Moscow, Sindbad Publ., 2018. 310 p. (in Russian)

Marks L. U. Touch: Sensuous Theory and Multisensory Media. Minneapolis, University of Minnesota Press Publ., 2002. 288 p.

Newman M.; Bird J. Rewriting Conceptual Art. London, Reaktion Publ., 1999. 264 p.

Paul C. Tsifrovoe iskusstvo (Digital Art). Moscow, Ad Marginem Press, 2017. 272 p. (in Russian)

Rigl A. Stilfragen. Grundlegungen zu einer geschichte der ornamentik. Berlin, Verlag von Georg Siemens Publ., 1893. 377 S. (in German)

Sans J. Daniel Buren: Au sujet de...: Entretien avec Jérôme Sans. Paris, Flammarion Publ., 1998. 237 p. (in French)

Sechenov I. M. About Objective Thinking from a Physiological Point of View. Russkaia mysl’ (Russian Thought). Moscow, 1894, book 1, pp. 255–262. (in Russian)

Sensing Spaces. Exhibition catalogue. London, Royal Academy of Arts Publ., 2014. 192 p.

Sillars L. (ed.). Bruce Nauman. Make Me Think Me. Liverpool, Tate Gallery Publ., 2006. 96 p.

Tul’chinskii G. L.; Epshtein M. N. Filosofiia tela / Telo Svobody (Philosophy of the Body / Body of Freedom). Saint Petersburg, Aleteiia Publ., 2006. 432 p. (in Russian

Опубликован
2021-09-20
Раздел
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА