ОБРАЗ ЛЕНИНА: ТРАДИЦИИ «ПЕРЕСМЕШНИЧЕСТВА» ИЛИ НОВЫЙ ВЗГЛЯД?
Аннотация
Статья посвящена анализу образа Ленина в творчестве современных художников Маяны Насыбулловой (проект «Ленин для души»), Ивана Тузова (пиксель-арт) и Сергея Выскуба (проект «Ленинский трип»). К началу перестройки деформация образа Ленина, подхваченная у ряда «старших концептуалистов» (Комара и Меламида, Л. Сокова, И. Кабакова и др.), станет характерной чертой творчества группы «Синие носы», дуэта Шолохова-Курехина, художников В. Мамышева-Монро, А. Косолапова и др. При этом идейная (даже политическая) составляющая образа Ленина будет окончательно выхолощена и подменена иронической/фольклорной составляющей. В современной визуальной культуре образ Ленина живет разными способами (реклама, мемы, фейки и т.д.), но формообразующая линия при этом остается доминирующей – секрет успеха современного молодого художника кроется в верном выборе медиума (скотч-арт, пиксель-арт и т.д.). И все же возрождение образа вождя для ряда художников постперестроечного поколения не кажется случайным. Целью исследования стало выявление некоторых аспектов развития образа Ленина и его преобразования в современных условиях. Новизна и перспективы исследования заключаются в том, что образ Ленина XXI в. практически не исследован, хотя остается актуальным для творчества многих современных молодых художников. Для Маяны Насыбулловой, Ивана Тузова и Сергея Выскуба политические идолы прошлого постепенно теряют свой иронический постмодернистский подтекст, становясь платформой для поиска личной идентичности. Обращение к проектам «новой ленинианы» на примере их творчества позволило выявить не только преемственность художников с концептуальной традицией, но раскрыть новую составляющую их мировоззрения, которую автор заключил в понятие «постперестроечное ностальгическое мифотворчество».
Литература
Alberro A.; Stimson B. Conceptual Art: A Critical Anthology. London, MIT Press Publ., 1999. 624 p.
Andrianova N. Iu. Kontseptsiia “proletarskoi kul’tury” i monumental’naia leniniana kak otrazhenie ideologicheskikh i mental’nykh ustanovok v obshchestve v pervye gody sovetskoi vlasti (1917–1927) (The Concept of “Proletarian Culture” and Monumental Leniniana as a Reflection of Ideological and Mental Attitudes in Society in the First Years of Soviet Power (1917–1927)). Moscow, Triada-farm Publ., 2008. 142 p. (in Russian)
Boim S. Budushchee nostal’gii (The Future of Nostalgia). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2019. 680 p. (in Russian)
Bonch-Bruevich V. D. Nash Il’ich. Vospominaniia (Our Ilyich. Memories). Moscow, Detskaia literatura Publ., 1976. 59 p. (in Russian)
Briantsev M. V. Lenin after Death (Visions of Soviet Provincial Population). Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region (University proceedings. Volga Region), 2017, no. 2 (42), pp. 62–76. DOI: 10.21685/2072-3024-2017-2-6 (in Russian).
Bykova A. Portrait of the Artist in His Youth: Ivan Tuzov. Aroundart.org: web magazine. 2013. Available at: http://aroundart.org/2013/10/31/portret-hudojnika-tuzov/ (accessed 01 February 2021). (in Russian)
Dobriakova E. Ivan Tuzov: They are Pixelated. And not Scary at All. Ok-inform.ru: information portal. 2014. Available at: https://ok-inform.ru/obshchestvo/11646-ivan-tuzov-oni-pikselnye-i-sovsem-ne-strashnye.html (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Eliseev A. B. The Concept of “The Image of Lenin” in Discursive Practices the First Half of the 1920s. Chelovek v mire kul’tury. Regional’nye kul’turologicheskie issledovaniia (Man in the World of Culture. Regional Cultural Studies), 2017, no. 2/3 (21), pp. 61–65. (in Russian)
Ennker B. Formirovanie kul’ta Lenina v Sovetskom Soiuze. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN); Fond Prezidentskii tsentr B. N. El’tsina Publ., 2011. 438 p. (in Russian)
Epshtein M. From a Great Initiative — to a Great Rest. What is Left of Lenin. Snob.ru: web magazine. Available at: https://snob.ru/profile/27356/blog/83380?v=1458303808&v=1458303808&v=1458303808&v=1458303808 (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Filimonov A. “Lenin for the Soul”: a Project by the Artist Mayana Nasybullova. Realii.ru: information portal. Available at: https://www.sibreal.org/a/30570486.html?fbclid=IwAR3Iu_328rM2bNafqCz5urRWX1_33fKSGXSVjnF5hMUmi1vLKF5dPBbmF7Y (accessed10 February 2021). (in Russian)
Galkin D. V.; Kuklina A. Iu. Development of Contemporary Art in Russian Regions: Global Context and Local Projects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta (The Bulletin of Tomsk University), 2015, no. 397, pp. 65–74. (in Russian)
Golomshtok I. N. Totalitarnoe iskusstvo (Totalitarian Art). Moscow, Galart Publ., 1994. 296 p. (in Russian)
Grois B. E. Gesamtkunstwerk Stalin. Moscow, Ad Marginem Publ., 2013. 168 p. (in Russian).
Hutcheon L. Irony, Nostalgia and the Post-modern. Modern Language Association Сonference, San Francisco, December 1997, pp. 6–14.
Koshut D. Art after Philosophy. Iskusstvoznanie (Art Studies), 2001, no. 1, pp, 543–563. (in Russian)
Lenin trip, or Voronezh Shows Our Time to a Portrait of Lenin. LIFE.ru: information portal. 2014. Available at: https://www.facebook.com/lifenews.ru/videos/1574270905928263/?redirect=false (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Mamaeva O. The United States of Siberia is Authorized to Declare. Republic. ru: information portal. Available at: https://republic.ru/posts/l/920922 (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Moskvin D. E. “Long Leniniana”: the Evolution of the Image of Lenin in the Domestic Visual Culture. Simvolicheskaia politika (Symbolic Politics). Moscow, INION RAN Publ., 2014, pp. 128–145. (in Russian)
Official page Vkontakte of Mayana Nasybullova. Available at: https://vk.com/mayanich (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Official page Vkontakte of Project Leninsky trip. Available at: https://vk.com/mayanich (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Orlova E. Member of the Group “Blue Noses” Viacheslav Mizin: Our TRIVA is not Worse than Your Lars von Trier. Ogirk.ru: information portal. Available at: http://www.ogirk.ru/2016/07/20/uchastnik-gruppy-sinie-nosy-vyacheslav-mizin-nasha-triva-ne-huzhe-vashego-larsa-fon-triera/ (accessed: 10 February 2021). (in Russian)
Pavel’eva L. Mayana Nasybullova about the Project “Lenin for the Soul”. Svoboda.org: information portal. Available at: https://www.svoboda.org/a/28519911.html (accessed 10 February 2021). (in Russian)
Shaburov A. (intr.) Soedinennye Shtaty Sibiri: Sibirskii ironicheskii konceptualizm. Katalog vystavki (The United States of Siberia: Siberian Ironic Conceptualism. Exhibition catalog). Tomsk, Siberian Branch of the National Centre for Contemporary Arts Publ., 2014. 238 p. (in Russian)
Shalaeva N. V. The Mechanism of the Formation of the Image of Power in the Soviet Culture of the 1920s (On the Question of the Cult of V. Lenin). Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial’no-ekonomicheskogo universiteta (Bulletin of the Saratov State Social and Economic University), 2009, no. 5, pp. 196–200. (in Russian)
Shestakova A. Pixel at Large. Ivan Tuzov in the “Cultural Alliance”. Kommersant, 2014, no. 93, p. 11. (in Russian)
Spiridonova V. A. Prospects of Development of “Siberian Ironic Conceptualism”. Mayana Nasybullova’s “Post-soviet Totemism”. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2019, no. 1, pp. 114–119. (in Russian)
Tumarkin N. Lenin zhiv! Kul’t Lenina v Sovetskoi Rossii (Lenin is Alive! The Cult of Lenin in Soviet Russia). Saint Petersburg, Gumanitarnoe agentstvo Akademicheskii proekt Publ., 1997. 285 p. (in Russian)
Tupitsyn V. “Drugoe” iskusstvo. Besedy s khudozhnikami, kritikami, filosofami: 1980–1995 gg. (“Another” Art. Conversations with Artists, Critics, Philosophers: 1980–1995). Moscow, Ad Marginem Publ., 1997. 352 p. (in Russian)
Van den Akker R. (ed.). Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina poste postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2019. 494 p. (in Russian)