СОВЕТСКОЕ НАИВНОЕ ИСКУССТВО: МЕЖДУ КОНФОРМНОСТЬЮ И НОН-КОНФОРМИЗМОМ
Аннотация
Изменения тенденций искусства в Советском Союзе во многом зависели от дискурса власти, политических и социальных преобразований. Советское государство часто рассматривало его как средство идеологии, инструмент формирования сознания советского гражданина и воспитания «нового» человека. Система самодеятельного искусства в СССР также была частью единой структуры советской культуры; системой, в которой художественное высказывание часто было обусловлено и/или преобразовано политическими и социальными целями страны. Существует ряд закономерностей, регулирующих отношения между наивным (или, если говорить о формах институционализации, самодеятельным) искусством и властью. Картины наивных художников, впитавших в себя советские идеологические тексты, транслируют некий портрет «коллективного» человека. Мировоззрение «нового» человека, определяемое советской идеологией, развивалось по законам архаики, что находило отражение в произведениях самодеятельных и наивных художников советского периода. В определенной степени концепция «нового мира», характерная для наивных художников, также близка к идеологическим принципам советского искусства. Формируя свои суверенные принципы, советский художественный проект стремился вырваться из мирового художественного контекста. Искусство, как профессиональное, так и любительское, стало одним из основных каналов передачи идей власти. Размывание «советского проекта» в сфере искусства наиболее заметным становится в эпоху застоя. Это находит отражение и в сфере самодеятельного и наивного искусства. В произведениях ряда самодеятельных и наивных художников этого времени можно наблюдать феномен роста значения ценностей индивидуализма и постепенного вытеснения доминирующего идеологического дискурса (подобные процессы в данный период развиваются и в профессиональном искусстве), а «большой нарратив» власти превращается в образы схематизированной, строго организованной утопии.
Литература
Bogemskaia K. G. Amateur Visual Art. Khudozhestvennoe samodeiatel’noe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii (Amateur Art in the USSR. History Essays). Vol. 2: 1930–1950s. Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2000, pp. 147–189. (in Russian)
Kozlova N. N. Scenes from the Private Life of the Stagnation Period: Family Correspondence. Zhurnal Sotsiologii i Sotsialnoi Antropologii (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 1999, vol. 2, no. 3. Available at: http://www.jourssa.ru/1999/3/7kozlova. html (accessed: 26 January 2021). (in Russian)
Krokhalev Ivan Ivanovich. Permskii krai. Entsiklopediia (The Perm Territory. Encyclopedia). Available at: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804137851 (accessed: 13 January 2021). (in Russian)
Morozov A. Continuity in the Development of Contemporary Soviet Art. To the Problem Statement. Problemy i tendentsii sovetskogo stankovogo iskusstva (Problems and Tendencies of Soviet Art). Moscow, Soviet Artist Publ., 1986, pp. 26–48. (in Russian)
Musiankova N. A. Amateur Art of the 1920s – 1930s: Artists and Institutions. Kul’tura i obshchestvo (Culture and Society), 2007. Available at: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Musyankova.pdf (accessed: 2 January 2021). (in Russian)
Rumiantsev S. Iu.; Shul’pin A. P. Some Theoretical Problems and Artistic and Aesthetic Features of Amateur Works in the 1920s. Khudozhestvennoe samodeiatel’noe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii (Amateur Art in the USSR. History Essays). Vol. 1: 1917–1932. Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2000, pp. 24–64. (in Russian)
Ryleva A. N.; Baldina O. D. Dva vzgliada na naivnoe iskusstvo (Two Views of Naive Art). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2011. 384 p. (in Russian)
Suvorova A. A. Amateur Art in the Late 1920s – 1930s in the Context of the Discourse of Power. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice), 2017. no. 3-1 (77), pp. 151–153. (in Russian)
Suvorova A. A. Amateur Art’s Discourse of the Stagnation Period (Based on Publications in Art Magazines). Izvestija Ural’skogo federal’nogo universiteta. Serija 2: Gumanitarnye nauki (Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts), 2017, vol. 19, no. 4 (169), pp. 241–254. (in Russian)
Suvorova A. A. From the History of Amateur Art of the USSR: Art Studio of the All-Union Central Council of Trade Unions. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice), 2017, no. 2 (76), pp. 179–181. (in Russian)
Tiurin R. Life of Saint Rudolph. Pages from the Artist’s Diary. Art59. Ru. Available at: http://art59.ru/index.php?option=com_datsogall ery&Itemid=0&func=viewcategory&catid=4 (accessed: 22 January 2021). (in Russian)
Vovk I. P.; Metal’nikova V. V. Greetings to you, Carthaginians! Naivnoe iskusstvo i tvorchestvo autsaiderov v 21 veke. Istoriia, praktika, perspektivy (Naive Art and Creativity of Outsiders in the 21st Century. History, Practice, and Prospects). Moscow, Museum of Naïve Art Publ., 2007–2008, pp. 122–230. (in Russian)