ПЕЙЗАЖНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОНСТАНТИНА ЮОНА 1920–1930-Х ГОДОВ В АКТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Аннотация
В советском искусствоведении основными достижениями Константина Юона считаются его лирические городские пейзажи. Художник традиционно рассматривается как представитель московской школы живописи, мастер реалистического жанра. Однако в 20–30-х гг. прошлого века он создал ряд пейзажей фантастической направленности, которые в значительной степени повлияли на сложение иконографии советской пейзажной живописи. Пришедшийся на советский период этап творчества К. Юона был несколько односторонне исследован как советскими, так и постсоветскими искусствоведами в связи с их резко отрицательной оценкой «политизированного» и «идеологизированного» искусства СССР. Представляется, что по прошествии времени именно сейчас появился шанс более объективно изучить отдельные полотна художника, заново и более беспристрастно оценить влияние различных художественных течений, повлиявших на его становление и развитие и на сложение иконографии советской пейзажной живописи, а именно — исследовать работы художника 1920–1930-х гг., в которых он не всегда ясно и однозначно отражает произошедшие после революции перемены. Поскольку большинство монографий о творчестве художника было написано еще в советский период, то такие работы, как «Люди», «Симфония действия», были оставлены практически без внимания, а влияние К. Юона на творчество мастеров последующих поколений представляется недооцененным. В статье рассматриваются послереволюционные полотна, в которых К. Юон предстает в роли новатора, ищущего новые художественные средства для изображения изменившегося после событий 1917 г. мира. Одновременно автором затрагивается и другая линия пейзажной живописи, которую мастер развивал параллельно, создавая традиционные реалистические пейзажи старинных русских городов, исследую тему исторической памяти и поиска национальной идентичности недавно возникшего государства.
Литература
Apushkin Ia. V. Konstantin Fedorovich Yuon. Moscow, Vsekokhudozhnik Publ., 1936. 115 p. (in Russian)
Blok A. A. Izbrannyi Blok: Grazhdanskie motivy. Dvenadtsat’. Skify (Blok Selected Writings: Civil Motives. Twenty. Skifs). Leningrad, Gosudarstvennoe izdatelstvo Publ., 1929. 55 p. (in Russian)
Fedorov-Davydov A. A. Sovetskii peizazh (Soviet Landscape). Moscow, Iskusstvo Publ., 1958. 118 p. (in Russian)
Groys B. E. Chastnye sluchai (Particular Cases). Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2020. 220 p. (in Russian)
Groys B. E. Gesamtkunstwerk Stalin. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2013. 165 p. (in Russian)
Kirillov V. T. Stikhotvoreniia i poemy (Poems). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1970. 319 p. (in Russian)
Klark K. Peizazh v iskusstve (Landscape in Art). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2004. 502 p. (in Russian)
Maiakovskii V. V. Stikhotvoreniia i poemy (Poems). Moscow, AST Publ., 2018, 192 p. (in Russian)
Malevich K. S. Chernyi kvadrat (Black Square). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2003. 574 p. (in Russian)
Mamontova N. Konstantin Yuon. Moscow, Belyi gorod Publ., 2001. 63 p. (in Russian)
Osmolovskii Iu. E. Konstantin Fedorovich Yuon. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1982. 248 p. (in Russian)
Paperny V. Z. Kul’tura “Dva” (Culture “Two”). Ann Arbor (Mich), Ardis Publ., 1985. 338 p. (in Russian)
Rostovtseva I. T. Konstantin Fedorovich Yuon. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1964. 42 p. (in Russian)
Rutsinskaia I. I. The Genesis of Memorial Landscape in Soviet Painting of Stalin Age. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 19: Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunikatsiia (MSU Vestnik. 19 Series. Linguistics and Cross-Cultural Communication), 2018, no. 4, pp. 129–137. (in Russian)
Sopotsinskii O. I. Obraz Rodiny: Peizazh v russkoi sovetskoi zhivopisi (Image of Motherland: Landscape in Russian Soviet Painting). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1968. 131 p. (in Russian)
Tret’iakov N. N. Konstantin Fedorovich Yuon. Moscow, Iskusstvo Publ., 1957. 220 p. (in Russian)
Yuon K. F. Ob iskusstve (About Art). Vol. 2. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1959. 285 p. (in Russian)