ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАСЛЕДИЯ Ф. И. ШМИТА)

  • Анатолий Владимирович Рыков Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Федор Иванович Шмит; семиотика искусства; методология искусствознания; глобальные исследования; древнерусское искусство.

Аннотация

В статье проблемы глобальной теории искусства интерпретируются на примере наследия Федора Ивановича Шмита, одного из основоположников петербургской школы искусствознания. Выделяются различные методологические и теоретические комплексы в текстах ученого — экспрессионистический (эссенциалистский) и семиотический (структуралистский или системный). Определяются основные параметры компаративистики Ф. И. Шмита, его теории рецепции. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия элиты и массы в историческом процессе и «кризисным», переходным моментам в эволюции культуры. Заново интерпретируется отношение Ф. И. Шмита к венской и петербургской искусствоведческим школам. Выявляются те особенности методологии ученого, которые сохраняют свое значение для современных междисциплинарных и глобальных исследований.

Биография автора

Анатолий Владимирович Рыков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор

Литература

DaCosta Kaufmann T.; Dossin C.; Joyeux-Prunel B. (eds.). Circulations in the Global History of Art. VT, Ashgate Publ., 2015. 247 p.

Drikker A. S. The Evolutionary Cycle of Artistic Culture (Towards the Development of F. I. Shmit’s Theory). Sobor lits. Sbornik statei (Cathedral of Persons. Collected papers). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2006, pp. 47–55. (in Russian)

Elkins J. (ed.). Is Art History Global? New York and London, Routledge Publ., 2006. 472 p.

Elkins J. Chinese Landscape Painting as Western Art History. Hong Kong, Hong Kong University Press Publ., 2010. 208 p.

Joyeux-Prunel B. Art History and the Global: Deconstructing the Latest Canonical Narrative. Journal of Global History, 2019, vol. 14, special issue 3: Historicizing the Global: an Interdisciplinary Perspective, pp. 413–435.

Kagan M. S. Morfologiia iskusstva (Morphology of Art). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1972. 440 p.

Klimov R. B. Teoriia stadial’nogo razvitiia iskusstva i stat’i (Theory of Stadial Development of Art and Articles). Moscow, OGI Publ., 2002. 512 p. (in Russian)

Novozhilova L. I. Sotsiologiia iskusstva (Iz istorii sovetskoi estetiki 20-kh godov) (Sociology of Art (From the History of the Soviet Aesthetics of the 1920s)). Leningrad, Leningrad State University Publ., 1968. 128 p. (in Russian)

Prokof’ev V. N. Fedor Ivanovich Shmit (1877–1941) and His Theory of Progressive-Cyclical Development of Art. Sovetskoe iskusstvoznanie-80 (Soviet Art History-80). Issue 2. Moscow, 1981, pp. 252–285. (in Russian)

Rykov A. V. Viktor Lazarev and the Soviet Art-Critical Tradition. Manuskript (Manuscript), 2021, vol. 14, issue 1, pp. 223–228. (in Russian)

Shmit F. I. Byzantine Studies in the Service of Autocracy: N. P. Kondakov. Iskusstvoznanie (Art Studies), 2010, no. 3-4, pp. 556–595. (in Russian)

Shmit F. I. Izbrannoe. Iskusstvo: Problemy teorii i istorii (Selected Works: Problems of Theory and History). Saint Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2013. 912 p. (in Russian)

Summers D. Real Spaces: World Art History and the Rise of Western Modernism. London; New York, Phaidon Press Publ., 2003. 704 p.

Ushakova N. I. Philosophy of History Problem in F. I. Shmit’s Works. Filosofiia, istoriia, sovremennost’ (Philosophy, History, Modernity). Leningrad, Leningrad State University Publ., 1973, pp. 101–107. (in Russian)

Vlasov V. G. Chizhevsky Pendulum, or How History Kills Geniuses. Additions to the Theory of Progressive Cyclic Development of Art by F. I. Shmit. Arkhitekton: izvestiia vuzov (Architecton: Proceedings of Higher Education), 2015, no. 49, pp. 5–18. (in Russian)

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА