АКАДЕМИЯ ЭЖЕНА КАРРЬЕРА И ЕГО РУССКИЕ УЧЕНИКИ

  • Юлия Владимировна Петрова ЧУК «Музей русского импрессионизма»
Ключевые слова: Эжен Каррьер; Академия Каррьера; художественное образование; русский Париж; Александр Шевченко; Ольга Мечникова.

Аннотация

В биографии многих художников, чье становление пришлось на рубеж XIX и XX вв., включая таких мэтров, как Анри Матисс, Андре Дерен и Жан Пюи, позднейшие исследователи встречают упоминание об обучении в парижской Академии Каррьера, однако подробности этого обучения обыкновенно отсутствуют. Явление, известное как «Академия Каррьера», нуждается в подробном описании и последующем изучении. Автор статьи опирается на франкоязычные источники (дневники самого Каррьера и воспоминания его учеников), материалы которых до сих пор не публиковались на русском языке, и подробно разбирает специфику преподавания Эжена Каррьера, а также основные отличия его методики от подхода Школы изящных искусств. Каррьер разработал собственный подход к обучению молодых художников и готовил подробный проект Всеобщей народной академии изящных искусств, которая могла бы полноценно конкурировать с Академией, но не успел приступить к его реализации. Его ученикам не ставились задачи перенять собственную специфическую манеру мастера, роль учителя — это в первую очередь роль проводника и советчика. В равной степени Каррьер занимался обучением зрителей, поясняя задачи современного художника. Среди тех, кто стремился работать в мастерской Каррьера, было немало русских: Волошин, Поленовы и другие рекомендовали его школу соотечественникам, в том числе женщинам-художникам, поскольку Каррьер один из немногих позволял женщинам работать бок о бок с мужчинами в одной мастерской над одними и теми же моделями. В широком кругу друзей Эжена Каррьера наряду с Огюстом Роденом, Жоржем Клемансо, братьями де Гонкур заметное место занимает чета Мечниковых, также сыгравшая роль в росте популярности Каррьера у русских.

Биография автора

Юлия Владимировна Петрова, ЧУК «Музей русского импрессионизма»

кандидат искусствоведения, руководитель

Литература

Bajou V. Eugѐne Carriѐre. Paris, Edition Acatos Publ., 1998. 221 p. (in French)

Blake V. The Art and Craft of Drawing. Oxford, Oxford University Press Publ., 1927.

Carrière E. Ecrits et lettres choisies. Paris, Société du Mercure de France Publ., 1907. 358 p. (in French)

Carrière E. Ecrits sur l’art. La Rochelle, Rumeur des âges Publ., 2006. 83 p. (in French)

Carrière J.-R. De la vie d’ Eugѐne Carriѐre: souvenirs, lettres, pensées, documents. Toulouse, Edouard Privat Publ., 1966. 315 p. (in French)

Chatillon-Limouzi M. Jean Puy. Le Journal du Musée Eugène Carrière, 2014, no. 2, p. 59. (in French)

Dunkan А. Moi muzh Sergei Esenin (My Husband Sergey Esenin). Moscow, АST Publ., 2014. 480 p. (in Russian)

Faure E. Eugѐne Carriѐre, peintre et lithographe. Paris, H. Floury Publ., 1908. 171 p. (in French)

Geffroy G. L’œuvre de Carriѐre. Paris, L’Edition d’Art Publ., 1901. 56 p. (in French)

Kaganskaia Zh.; Shalabaeva V. (comp.). A. V. Shevchenko. Sbornik materialov (A. V. Shevchenko. Collection of Materials). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1980. 280 p. (in Russian)

Kruglikova E. Zhizn’ i tvorchestvo (Live and Work). Leningrad, Khudoznik RSFSR Publ., 1969. 129 p. (in Russian)

Le Gratier S. Contribution à l’histoire de l’Académie Carrière. Gournay sur Marne, Société des amis d’Eugène Carrière Publ., 2006. 24 p. (in French)

Le Gratier S. L’Académie Carrière: une fenêtre sur les Fauves et les femmes-artistes. Le Journal du Musée Eugène Carrière, 2014, no. 2, pp. 7–22. (in French)

Mechnikov I. Pis’ma k O. N. Mechnikovoi (1900–1914) (Letters to Olga Mechnikov (1900–1914)). Moscow, Nauka Publ., 1980. 352 p. (in Russian)

Polenova N. Mariia Vasil’evna Iakunchikova. Moscow, Tovarishestvo Mamontova Publ., 1905. 50 p. (in Russian)

Séailles G. Eugène Carrière, l’homme et l’artiste. La Rochelle, Rumeur des âges Publ., 2006. 83 p. (in French)

Shalabaeva V. Alexander Shevchenko. Put’ khudozhnika. Khudozhnik i vremia (Alexander Shevchenko. Artist’s Way. Artist and Time). Moscow, Galart Publ., 1994 232 p. (in Russian)

Simonovich-Efimova N. Zapiski khudozhnika (Artist’s Notes). Moscow, Sovetskii khudoznik Publ., 1982. 424 p. (in Russian)

Thiébault-Sisson. Le Salon d’Automne au Grand Palais Le Petit Temps. 1904. 14 octobre. (in French)

Voloshin M. Sobranie sochinenii (Collected Works). Vol. 11, Book 1. Moscow, Ellis Lak, Azbukovnik Publ., 2013. 736 p. (in Russian)

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ