КАРТИНЫ И РИСУНКИ ИСПАНСКИХ «РИМЛЯН» ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В СОБРАНИИ ЭРМИТАЖА

  • Наталья Борисовна Дёмина Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: испанская живопись; Эрмитаж; Академия художеств; история коллекционирования; частное собрание; художественная выставка; стоимость картины; Никонов; Ваксель; Риццони; Мариано Фортуни.

Аннотация

В данной статье впервые в совокупности рассматриваются хранящиеся в Эрмитаже работы испанских художников, в последней трети XIX в. подолгу живших в Италии: Мариано Фортуни-и-Карбо, Хосе Гальегоса-и-Арносы, Сальвадора Санчеса Барбудо, Рамона Тускетса-и-Майнона, Хосе Вильегаса Кордеро, Энрико Серры Ауке, Франсиско Прадильи, Антонио Рейна Манескау. Большая часть картин в начале XX в. входила в коллекцию петербургского чиновника М. Н. Никонова, составленную при активном участии жившего подолгу в Риме русского художника-академиста А. А. Риццони и публициста, знатока музыки, собирателя автографов П. Л. Вакселя. В 1902 г. после смерти М. Н. Никонова его коллекция была передана в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Когда в 1920–1930-е гг. из Музея Академии художеств произведения отдавались другим музейным собраниям или отправлялись на продажу, небольшая часть коллекции М. Н. Никонова была передана в Эрмитаж. Переписка из фондов М. Н. Никонова и П. Л. Вакселя, хранящаяся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, позволила уточнить датировки картин и историю их приобретении. Приводимые в письмах суммы дают представление о ценах на произведения испанских «римлян» в конце XIX в.: картины Гальегоса были приобретены М. Н. Никоновым за 1 600 и 2 000 лир, Барбудо — за 4 000 лир, Прадильи — за 2 000 лир, но цена на работы последнего могла запрашиваться в 10 раз выше. В статье впервые указывается на связь эрмитажного этюда «Арабский часовой» Мариано Фортуни с его композициями «Заклинатели змей», уточняются детали ее продажи из мастерской художника после его смерти; впервые публикуются хранящиеся в Эрмитаже пейзаж Франсиско Прадильи «Помпеи. Этюд», некогда входивший в коллекцию И. С. Остроухова, а также две акварели кисти Хосе Гальегоса и Хосе Вильегаса.

Биография автора

Наталья Борисовна Дёмина, Государственный Эрмитаж

научный сотрудник, хранитель

Литература

Atelier de Fortuny: oeuvre posthume, objets d’art et de curiosité, armes, faïences hispano-moresques, étoffes et broderies, bronzes orientaux, coffrets d’ivoire, etc.... dont la vente aura lieu les 26 avril et jours suivants... hôtel Drouot. Notices par MM. Édouard de Beaumont (armes), Bon Davillier (faïences), A. Dupont-Auberville (étoffes). Paris, Impr. de J. Claye Publ., 1875. 146 p. (in French)

Bogdan V.-I. T. Private Collections in the Museum of the Academy of Arts. Painting. Iskusstvo Evrazii (The Art of Eurasia), 2017, no. 4 (7), pp. 87–95. (in Russian)

Bogdan V.-I. T. Collection of M. N. Nikonov in the Museum of the Academy of Arts. Sud’by muzeinykh kollektsii (The Fate of Museum Collections). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2001, pp. 336–347. (in Russian)

Castro Martín Á. La pintura de José Villegas (1844–1921). Goya, 1997, no. 256, pp. 197–208. (in Spanish)

Chelovan A. E. Spanish Orientalism of the 19th Century. Mariano Fortuny. Aktual’nye problemy teorii i itorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art). Vol. 1. Saint Petersburg, Professiia Publ., 2011, pp. 335–340. (in Russian)

Fortuny (1838–1874). Exposición. Museo nacional del Prado, Madrid, 21.11.2017–18.03.2018. Edición a cargo de Javier Barón. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 2017. 477 p. (in Spanish)

Fotografii kartin iz sobraniia M. N. Nikonova (Photographs of the Paintings from the Collection of M. N. Nikonov). Saint Petersburg, Atelier F. Cabrini Publ. (in Russian)

González C.; Martí M. Spanish Painters in Rome (1850–1900). Madrid, Sammer Galleries Publ., 1988. 298 p.

Iovleva L. Il’ia Ostroukhov – Moscow painter and Collector. Tret’iakovskaia Galereia (The Tretyakov Gallery), 2006, no. 2, pp. 48–57. (in Russian)

Ispanskoe iskusstvo v sobranii Gosudarstvennogo Ermitazha. Katalog vystavki. Kazanskii Kreml’, Tsentr “Ermitazh-Kazan’”, Kazan’, 24.11.2011–27.05.2012 (Spanish Art in the Collection of the State Hermitage Museum. Exhibition Catalogue. Kazan Kremlin, Center “Hermitage-Kazan”, 24.11.2011–27.05.2012). Saint Petersburg, Slaviia Publ., 2011. 239 p. (in Russian)

José Villegas Cordero (1844–1921). Exposición. Museo de Bellas artes, Sevilla, 22.02.2001–30.03.2001; Sala de exposiciones museísticas CajaSur, Córdoba, 05.04.2001–06.05.2001. Cordoba, Publicaciones Obra Social y Cultural CajaSur, 2001. 443 p. (in Spanish)

Kagane L. L.; Kostenevich A. G. Ispanskaia zhivopis’ 15 – nachala 20 veka. Katalog kollektsii Gosudarstvennogo Ermitazha (Spanish Painting of the 15th – the Early 20th Centuries. Catalogue of the Collection of the State Hermitage Museum). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2008. 351 p. (in Russian)

Katalog kartinam iz sobraniia D. P. Botkina (Catalogue of Paintings in the Collection of D. P. Botkin). Moscow, Universitetskaia tipografiia Publ., 1882. 4 p. (in Russian)

Katalog kartinam, sostavliaiushchim sobranie D. P. Botkina v Moskve (Catalogue of Paintings in the Collection of D. P. Botkin). Saint Petersburg, Tipografiia Maikova Publ., 1875. 112 p. (in Russian)

Khudozhestvennyi zhurnal s prilozheniem Khudozhestvennogo al'boma (The Art Magazine with the Art Album Supplement). Year 5. Vol. 9. Saint Petersburg, N. Aleksandrov Publ., 1886. (in Russian)

Matushinskii A. M. Mariano Fortuny. Vestnik iziashchnykh iskusstv (Bulletin of Fine Arts). Saint Petersbrug, 1883. Vol. 1, no. 3, pp. 410–442; no. 4, pp. 579–622. (in Russian)

Navarro C. G. Testamentaría e inventario de bienes de Mariano Fortuny en Roma. Locus Amoenus, 2007–2008, no. 9, pp. 319–349. (in Spanish)

Obrazy Italii. Zapadnoevropeiskoe iskusstvo 17–20 vekov iz sobraniia Ermitazha. Katalog vystavki. Tsentr “Ermitazh-Kazan’”, Kazan, 05.06.2015–31.01.2016 (Images of Italy. West European Art of the 17th – 20th Centuries from the Collection of the State Hermitage Museum. Center “Hermitage-Kazan”, 05.06.2015–31.01.2016). Saint Petersburg, Slaviia Publ., 2015. 239 p. (in Russian)

Oeuvres choisies de Fortuny, reproduites en photographie. Paris, Goupil Publ., 1875. 4 p., 49 pl. (in French)

Otchet o deiatel’nosti Imperatorskoi Akademii Khudozhestv v 1902 godu (Annual Report on the Activities of the Imperial Academy of Arts. 1902). Saint Petersburg, Tipografiia Ia. Rashkova Publ., 1903, pp. 43–53. (in Russian)

Pervaia ispanskaia khudozhestvennaia vystavka v S.-Peterburge. 1900. Katalog vystavki (First Spanish Art Exhibition in Saint Petersburg. 1900. Exhibition Catalogue). Saint Petersburg, Tipografiia Trenki i Fusno Publ., 1900. 22 p. (in Russian)

Semenova N. Iu. Barbizon on Pokrovka. Artkhronika, 2010, no. 3, pp. 96–103. (in Russian)

Semenova N. Iu. Il'ia Ostroukhov. Genial'nyi diletant (Il'ia Ostroukhov. Genious Dilletante). Moscow, Slovo Publ., 2020. 240 p. (in Russian)

Soledad Cánovas del Castillo Sánchez-Marcos. Francisco y Miguel Pradilla la tradición de la pintura naturalista. Exposición. Espacio Cultura Mira. Pozuelo de Alarcón. Madrid. 18.10.2018–25.11.2018. Available at: https://dialnet.unirioja.es/servlet/libro?codigo=732714 (accessed: 9 April 2021). (in Spanish)

Spanish Masters from the Hermitage: the World of El Greco, Ribera, Zurbarán, Velázquez, Murillo & Goya. Catalogue of the Exhibition. Hermitage Amsterdam, Amsterdam, 28.11.2015–29.05.2016. Amsterdam, Hermitage Amsterdam Publ., 2015. 207 p.

Vystavka kartin inostrannykh khudozhnikov (Exhibition of the Pictures by Foreign Painters). Moscow, 1901. (in Russian)

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ