КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ «СХВАТКИ»: ЖУРНАЛ “L’ESCARMOUCHE” И ЕГО МАСТЕРА

  • Елена Витальевна Клюшина Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: французская пресса; иллюстрированный журнал; Fin de Siècle; Пьер Боннар; Анри де Тулуз-Лотрек; Феликс Валлоттон; Анри-Габриэль Ибельс; Наби.

Аннотация

Отличительной особенностью французской прессы Третьей республики является интенсивное развитие и видовое многообразие «тонких» еженедельных иллюстрированных журналов. Некоторые из них пользуются беспрецедентной популярностью у читательской публики, выходят огромными тиражами и успешно переживают свою эпоху. Другие, наоборот, несмотря на усилия главного редактора и талант привлеченных художников, выдерживают лишь десяток выпусков. Иллюстрированный журнал “L’Escarmouche”, чье название можно перевести на русский язык как «схватка», является наглядным примером подобных журналов-однодневок. Несмотря на то, что он выходил всего несколько месяцев в 1893–1894 гг., он представляет большой исследовательский интерес, ибо в его художественном оформлении принимали участие ведущие графики Франции эпохи Fin de Siècle — Пьер Боннар, Анри де Тулуз-Лотрек, Феликс Валлоттон, Анри-Габриэль Ибельс и некоторые другие. В настоящей статье впервые подробно анализируется редакторская политика журнала “L’Escarmouche”, рассматривается система художественного иллюстрирования данного издания, выявляется основной состав мастеров, принявших участие в его оформлении, а также исследуются наиболее показательные графические произведения, опубликованных на его страницах.

 

Биография автора

Елена Витальевна Клюшина, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Bacot J.-P. La presse illustrée au XIXe siècle: Une histoire oubliée. Limoges, Presses Universitaires de Limoges et du Limousin Publ., 2005. 235 p. (in French)

Béchu J.-P.; Melot M. La Belle Époque et Son Envers: quand la caricature écrit l’histoire. Monte-Carlo, A. Sauret Publ., 1980. 180 p. (in French)

Bosc D. Georges Darien. Bibliographie. Prose. Essai. Aix-en-Province, Editions Sulliver Publ., 1996. 224 p. (in French)

Bourrelier P.-H. La revue blanche: une génération dans l’engagement, 1890–1905. Paris, Fayard Publ., 2007. 1200 p. (in French)

Bouvet Fr. Bonnard, the Complete Graphic Works. London, Thames and Hudson Publ., 1981. 351 p.

Boyer P. E. (ed.). Artists and the Avant-Garde Theatre in Paris, 1887–1900. Washington, Lund Humphries Pub Ltd Publ., 1998. 179 p.

Catalogue collectif des périodiques de début du XVIIe siècle à 1939, conservés dans les bibliothèques de Paris et dans les bibliothèques universitaires des départements. En 5 vols. Paris, Bibliothèque nationale Publ., 1967–1977. (in French)

Cate Ph. D. (ed.). The Color Revolution: Color Lithography in France 1890–1900. Layton, Peregrine Smith Inc. Publ.; New Brunswick, Rutgers University Press Publ., 1978. 174 p.

Cate Ph. D. (ed.). The Graphic Arts and French Society 1871–1914. New Brunswick, Rutgers University Press Publ., 1988. 194 p.

Cate Ph. D.; Murray G. B.; Thomson R. Prints Abound: Paris in the 1890s: From the Collections of Virginia and Ira Jackson and the National Gallery of Art. Washington, National Gallery of Art Publ., 2000. 184 p.

Dortu M. G. Toulouse-Lautrec et son oeuvre. Vol. 3. Paris, Collectors Editions Publ., 1971. 996 p. (in French)

Fossier F. La nébuleuse Nabie: les Nabis et l’art graphique. Paris, Bibliothèque nationale, Réunion des Musées Nationaux Publ., 1993. 303 p. (in French)

Garafola L. Legacies of Twentieth-Century Dance. Middletown, Wesleyan University Press Publ., 2005. 445 p.

Harvey J. Men in Black. Chicago, The University of Chicago Press, 1995. 280 p.

Ives C. F.; Giambruni H. E.; Newman S. M. Pierre Bonnard. The Graphic Art. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 1989. 260 p.

Kostenevich A. Bonnar i khudozhniki gruppy Nabi (Bonnard and the Artists of the Nabis Group). Saint Petersburg, Parkstoun, Avrora Publ., 1996. 240 p. (in Russian)

Kriuchkova V. A. Simvolizm v izobrazitel’nom iskusstve. Frantsiia i Bel’giia 1870–1900 (Symbolism in the Visual Arts. France and Belgium 1870–1900). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1994. 272 p. (in Russian)

Nectoux J.-M. Stars et monstres sacrés. Paris, Réunion des Musées Nationaux Publ., 1992. 64 p. (in French)

Ockman С.; Silver K. E. (ed.). Sarah Bernhardt: The Art of High Drama. New York, New Haven and London, The Jewish Museum, Yale University Press Publ., 2005. 216 p.

Roberts-Jones Ph. De Daumier à Lautrec. Essai sur l’histoire de la caricature française entre 1860 et 1890. Paris, Beaux-Arts, avec le concours de la Fondation universitaire de Belgique Publ., 1960. 197 p.

Roberts-Jones Ph. La Caricature du Second Empire à la Belle époque: 1850–1900. Paris, Le Club Français du Livre, 1963. 462 p.

Stein D.; Karshan D. H. L’Estampe originale. A catalogue raisonné. New York, The Museum of Graphic Art Publ., 1970. 86 p.

Thomson R. Art of the Actual: Naturalism and Style in Early Third Republic France, 1880–1900. New Haven, Yale University Press Publ., 2012. 376 p.

Thomson R.; Cate Ph. D.; Chapin M. W. Toulouse-Lautrec and Montmartre. Washington, National Gallery of Art Publ., 2005. 308 p.

Weisberg G. Montmartre and the Making of Mass Culture. New Jersey, Rutgers University Press Publ., 2001. 320 p.

Whisfield S.; Elderfield J. Pierre Bonnard. Exhibition catalogue. New York, Abrams Publ., 1998. 273 p.

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ