АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ АНСАМБЛИ СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ ОТ РЕНЕССАНСА К БАРОККО

  • Анна Валентиновна Морозова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: аллегории; аллегорические ансамбли; европейское искусство; аллегории семи Cвободных искусств; искусство Ренессанса; искусство барокко.

Аннотация

Статья посвящена аллегориям и аллегорическим ансамблям семи Свободных искусств в европейском искусстве в его развитии от Ренессанса к барокко. Прослеживается также история зарождения аллегорических образов семи Свободных искусств в эпоху Античности, трансформация представлений о них на протяжении Средних веков и будущая судьба этих образов в европейском искусстве XVIII‒XIX вв. Анализируются письменные источники по искусству. Выводы, сделанные на их основе, сопоставляются с выводами, сделанными на основе изучения изобразительного искусства. Используются методы компаративистский, иконологический, иконографический. Показывается, что ансамбли аллегорий Свободных искусств, сформировавшись в эпоху поздней Античности как ансамбли гуманитарных и точных знаний, в эпоху Ренессанса кардинально поменяли свой состав, включив в себя Живопись, Скульптуру и Архитектуру. К эпохе барокко в прежнем составе ансамбли Свободных искусств перестают существовать, распавшись на ансамбли Театральных художеств, Наук, Искусств и т. д., к чему привел неуклонный ход развития знаний, переживший настоящий взрыв в эпоху XVII‒XVIII, а тем более XIX в.

Биография автора

Анна Валентиновна Морозова, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Ancona P. d’. Le rappresentazioni allegoriche déglie arti liberali del medio evo e nel Rinascimento. L’Arte, Roma, 1902, pp. 137‒155, 211‒228, 269‒289, 370‒385. (in Italian)

Belobrova O. A. Allegories of Sciences in Copies with Images of “Book of Fragments reduced…” by Nikolai Spafarii. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury AN SSSR (Proceedings of Ancient Russian Art Department of the Academy of Science of the USSR). Vol. 32. Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1977, pp. 107‒119. (in Russian)

Boccaccio G. The Decameron. London, Penguin Books Publ., 2003. 1072 p.

Bottineau Y. L’Alcázar de Madrid et l’inventaire de 1686. Aspects de la cour d’Espagne au XVIIe siècle. Bulletin Hispanique, 1958, vol. 60, no. 1, pp. 30‒62; no. 2, pp. 145‒180; no. 3, pp. 289‒327; no. 4, pp. 450‒484. (in Spanish)

Crawfold Volk M. On Velazquez and the Liberal Arts. The Art Bulletin, 1978, vol. 60, no. 1 (March), pp. 69‒86.

Kubler G. Vicente Carducho’s Allegories of Painting. The Art Bulletin, 1965, vol. 47, no. 4 (December), pp. 439‒445.

Lucian. The Works of Lucian of Samosata, Complete with Exceptions Specified in the Preface. Vol. 1–4. Oxford, Clarendon Press Publ.,1905.

Makho O. Muzyka v studiolo Federiko da Montefel’tro v Urbino i Gubbio (Music in the Studio of Federico da Montefeltro in Urbino and Gubbio). Available at: https://books.google.ru/books?id=OkljDwAAQBAJ&pg=PA106&lpg=PA106&dq=%D0%98%D1%82 (accessed: 5 July 2020). (in Russian)

Menendez P. Historia de las ideas esteticas en España. Vol. 2. Santander, Consejo Superior de Investigaciones Científicas Publ., 1940. 506 p. (in Spanish)

Panofsky E. Tomb Sculpture. New York, H. N. Abrams edition Publ., 1964. 319 p.

Saketti F. Chelovecheskaia komediia (Human Comedy). Moscow, Sovremennye problemy Publ., 1917. Novels LXIII, LXXV, LXXXIV, CXXXVI. (in Russian)

Sedlmayr H. Kunst und Wahrheit. Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Diepoltsberg, Mäander Publ, 1978. 260 p. (in German)

Tolnay Ch. The Tomb of Julius II. Princeton, Princeton University Press Publ., 1954. 200 p.

Vipper B. R. (ed.). Istoriia evropeiskogo iskusstvoznaniia (History of European Art Studies). Part 1. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1963. 436 p.

Winckelmann J. J. History of the Art of Antiquity. Los Angeles, Getty Research Institute Publ., 2006. 446 p.

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ