ДРУГОЕ ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА: НА ФОНЕ ПРИМИТИВОВ И ИСКУССТВА АУТСАЙДЕРОВ

  • Александр Викторович Марков Российский государственный гуманитарный университет http://orcid.org/0000-0001-6874-1073
Ключевые слова: ар брют; искусство аутсайдеров; иконопись; формальный анализ; пластика; эмоция в искусстве; теория эмоций; византийское искусство; интеллектуальная история.

Аннотация

Кроме обычного исследования древнерусского искусства в академических рамках в русской и ранней советской критике существовал и другой подход, квалифицировавший эстетические достижения древнерусской иконы на фоне примитива разного рода, в котором еще не различались строго первобытное искусство и искусство аутсайдеров. Произвольная генеалогия примитивов, предложенная искусствоведом Владимиром Марковым и психиатром Павлом Карповым, позволила оценить древнерусскую икону как особый способ работы с эмоциями, более совершенный, чем примитивы, но устроенный так же, как аккумулирование и разрядка эмоций. Икона тогда стала пониматься как механизм создания на основе простых эмоций более сложных, связанных с социальным опытом, в то время как примитивное искусство просто передавало эмоции. Сходство между иконописью и искусством «дикарей» и аутсайдеров не ограничивалось у этих критиков сравнением живописных приемов, таких как использование цвета и объема, но учитывало социальный контекст: отсутствие рационализирующей цензуры, связь с хронологически и территориально отдаленным пластическим каноном (эллинско-византийским), вписанность как в стиль жизни народа, так и в способы коммуникации народа с разными иерархическими уровнями. В результате искусство иконы было понято как освободительное и вырабатывающее более сложные эмоции, чем внецерковное ремесленное искусство, и тем самым окончательно оправдывающее народное искусство перед лицом профессионального. Такое понимание древнерусского искусства дополняло стратегии оправдания русского искусства как той части наследия, которая вызывает эмоциональный отклик своей выразительностью при условии деконтекстуализации, изъятия из пространства ритуала, и показывало, что ритуальность и ритм заложены в само это искусство как конструктивный элемент. В таком сближении столь разнородных явлений, как иконопись, примитив и аутсайдерское искусство, коренится и продолжающееся в наши дни в России рассмотрение аутсайдерского искусства как вида наивного искусства.

Биография автора

Александр Викторович Марков, Российский государственный гуманитарный университет

доктор филологических наук, профессор

Литература

Karpov P. I. Bytovoe emotsional’noe tvorchestvo v drevne-russkom iskusstve (Household Emotional Creativity in Ancient Russian Art). Moscow, GIM Publ., 1928. 116 p. (in Russian)

Karpov P. I. Tvorchestvo dushevnobol’nykh i ego vliianie na razvitie nauki, iskusstva i tehniki (Creativity of the Mentally Ill and Its Influence on the Development of Science, Art, and Technology). Moscow, Leningrad, Gosizdat Publ., 1926. 200 p. (in Russian)

Levina T. V. Abstract Art in an Ideal State. Articult (Art & Cult), 2013, no. 4, pp. 4–11. (in Russian)

Levina T. V. Malevich’s Ontological Argument: God as Perfection, or Eternal Peace. Articult (Art & Cult), 2015, no. 3, pp. 18–28. (in Russian)

Markov A. V. On One Possible Source of Quasi-Theological Ideas of the Russian Avant-Garde. Russkaia Antropologicheskaia Shkola (Russian Anthropological School), 2007, vol. 4, no. 1, pp. 377–387. (in Russian)

Markov V. I. Iskusstvo negrov (African Art). Saint Petersburg, Otdel izobrazitel'nykh iskusstv Narkomprosa Publ., 1919. 153 p. (in Russian)

Osokina E. A. Nebesnaia golubizna angel’skikh odezhd (The Heavenly Blue of Angelic Clothes). Moscow, Novoe Literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 664 p. (in Russian)

Plankina T. Iu. Malevich’s Suprematism and Eckhart’s Mysticism. Articult (Art & Cult), 2017, no. 2 (26), pp. 27–39. (in Russian)

Shevelenko I. D. Modernizm kak arhaizm. Natsionalizm i poiski modernistskoi estetiki v Rossii (Modernism as an Archaism. Nationalism and the Search for Modernist Aesthetics in Russia). Moscow, Novoe Literaturnoe obozrenie Publ., 2017. 336 p. (in Russian)

Опубликован
2021-05-14
Раздел
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА