ЖИВОПИСЬ ГЕННАДИЯ ЯНДЫГАНОВА: ПОИСК ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ

  • Елена Николаевна Байгузина Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Ключевые слова: Геннадий Яндыганов; живопись; традиции; монументальность; декоративность; импрессионистический колорит; академическая школа; поэтика обыденного; суровый стиль; междужанровая диффузия; пейзаж; Русский Север.

Аннотация

В статье анализируется творчество современного петербургского художника Геннадия Яндыганова (1984 г. р.), выпускника Академии художеств, члена Союза художников России, в контексте традиций отечественной реалистической школы живописи. Выявляются основные сюжетно-тематические привязанности мастера — натюрморт, Русский Север, образы ветеранов, развивающие композиционные и эстетические традиции советской живописи второй половины ХХ в. Прием одушевления предметов в натюрмортах Г. Коржева, В. Стожарова, Б. Шаманова и др. художник дополняет современной социальной проблематикой. Композиционные элементы сурового стиля (фронтальное предстояние, контрастность силуэтов, низкая точка зрения, монументальность образов) обыгрываются Яндыгановым в образах ветеранов и в картинах бытового жанра. Развивая традиции неромантической условности и поэтизации натуры, свойственные советским классикам (Е. Моисеенко, А. Мыльникову и др.), художник поднимается на уровень философского размышления о трагичности человеческого бытия. Выявляются особенности индивидуального стиля мастера — настроенность на лирико-эпический лад, междужанровая диффузия, тяготение к плоскости, задействование двойной перспективы, усиливающей архаичность пейзажных образов, ироничность, тонко нюансированный серебристый колорит. Автор приходит к выводам, что творчество Геннадия Яндыганова, опирающееся на традиции русской реалистической школы и импрессионистического колорита, тяготеет к декоративной монументальности.

Биография автора

Елена Николаевна Байгузина, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Filonovich I. N. (ed.). Natiurmort: vystavka proizvedenii zhivopisi khudozhnikov Rossiiskoi Federatsii, Moskva, 1973: katalog (Still life: Exhibition of Paintings by Artists of the Russian Federation, Moscow, 1973: catalog). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1975. 438 p. (in Russian)

Fomina M. S. Images, Forms, and Issues of Modern Realism — in the Context of Youth Exhibitions of the Union of Artists of St. Petersburg in 2015–2017. Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art). Saint Petersburg, Saint Petersburg University Publ., 2018, pp. 779–787. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-10-76 (in Russian)

Gracheva S. M. Sovremennoe peterburgskoe akademicheskoe iskusstvo. Traditsii, sostoianie i trendy razvitiia (Contemporary St. Petersburg Academic Art. Traditions, State, and Development Trends). Moscow, BuksMArt Publ., 2019. 368 p. (in Russian)

Kirillova G. S. Vladimir Fedorovich Stozharov. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1974. 78 p. (in Russian)

Kozlova E. V. Impressionism in the Works of V. F. Stozharova 1960s. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva (Pages of the History of Russian Art). Saint Petersburg, Pаlace Editions Publ., 2009, рр. 179–186. (in Russian)

Mogilevskii E. B. “Severe style” and Modernity: the Spirit of the Times and the Actualization of the Cultural Experience of the Past. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva (Pages of the History of Russian Art). Saint Petersburg, Pаlace Editions Publ., 2015, рр. 94–100. (in Russian)

Nekliudova M. G. Traditsii i novatorstvo v russkom iskusstve kontsa 19 — nachala 20 veka (Traditions and Innovation in Russian Art of the Late 19th — Early 20th Centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1991. 396 p. (in Russian)

Samokhin A.V. Mify prostranstva. Peizazh v russkoi istoricheskoi kartine vtoroi poloviny 19 — nachala 20 veka. Ocherki (Myths of Space. Landscape in Russian Historical Painting of the Second Half of the 19th — Early 20th Century. Essays). Moscow, BuksMArt Publ., 2019. 280 p. (in Russian)

Tret’iakov N. N. Obraz v iskusstve. Osnovy kompozitsii (Image in Art. Basics of Composition). Kozel’sk, Optina pustyn’ Publ., 2001. 261 р. (in Russian)

Опубликован
2021-05-08
Раздел
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА XX-XXI ВЕКОВ