«ДИАЛОГ С АБСТРАКЦИЕЙ» В ФАРФОРЕ XX–XXI ВЕКОВ
Аннотация
В XX–XXI вв. язык фарфорового искусства переживает радикальное обновление и трансформацию, вбирая в себя опыт новейших художественных течений. В данной статье проводится комплексное исследование абстракции в современном фарфоре на примере произведений, созданных художниками Государственного (Ленинградского) фарфорового завода им. М. В. Ломоносова (в настоящее время — АО «Императорский фарфоровый завод»). Первым этапом развития «диалога с абстракцией» в искусстве фарфора являются 1920-е гг., ознаменованные сотрудничеством с заводом Василия Кандинского, Казимира Малевича и его учеников — Николая Суетина и Ильи Чашника, а также Николая Лапшина. Наиболее длительной и плодотворной была на заводе деятельность супрематистов, произведения которых пользовались значительным успехом на международных выставках и в экспортной продаже. В конце 1920-х — 1930-х гг. вернувшийся к сотрудничеству с заводом Николай Суетин продолжает в своем творчестве линию беспредметного геометризма, выводя развитие абстракции в фарфоре на новый уровень. В фарфоре «оттепели» абстракция развивается в рамках «современного стиля» в декоративно-прикладном искусстве, интегрируя в себя наработки модерна, ар деко, супрематизма, оп-арта, абстрактного экспрессионизма. К абстракции и переосмыслению орнаментов обращаются такие художники завода, как Людмила Протопопова, Лидия Лебединская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Нина Павлова, Нина Славина, Владимир Городецкий. Абстрактные композиции становятся неотъемлемой частью художественного языка современного фарфора, являясь одновременно рефлексией о традициях модернизма и репрезентацией новаторского авторского видения, примером чего могут служить работы Михаила Сорокина, Сергея Русакова, Юлии Жуковой, Веры Бакастовой и др. Диапазон абстрактных композиций в фарфоре конца XX–XXI вв. широк и разнообразен: это геометрическая и лирическая абстракция, абстрактные пейзажи, декоративные композиции. Таким образом, абстракция может рассматриваться как одно из ключевых направлений в искусстве фарфора XX–XXI вв., в рамках которого художникам удается гармонично сочетать стильный лаконичный дизайн предметов с глубокой философской рефлексией.
Литература
Andreeva L. V. Sovetskii farfor. 1920–1930 gody (Soviet Porcelain. 1920s – 1930s). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian)
Arsent’eva E. A. et al. Mikhail Sorokin. Nina Troitskaia. Versii: katalog vystavki (Mikhail Sorokin. Nina Troitskaia. Versions: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, Russkaia kollektsiia Publ., 2017. 143 p. (in Russian)
Arsent’eva E. A.; Bagdasarova I. R.; Ivanova I. A. et al. Imperatorskii farforovyi zavod. Dialog epoch: katalog vystavki (Imperial Porcelain Factory. Dialogue of Epochs: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, 2014. 253 p. (in Russian)
Chizhova I. B. Nina Pavlovna Slavina. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1988. 180 p. (in Russian)
Danko E. Ia. Gosudarstvennyi farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. Khudozhestvennyi farfor : katalog (The State Porcelain Factory Named after M. V. Lomonosov. Art Porcelain: Catalog). Leningrad, 1938. 84 p. (in Russian)
Gerchuk Iu. Ia. Effekt prisutstviia (Presence Effect). Moscow, Art-Volkhonka Publ., 2016. 416 p. (in Russian)
Ivanova A. V. (ed.). “V sodruzhestve iskusstv”. K 275-letiiu Imperatorskogo farforovogo zavoda: katalog vystavki (“In the Community of Arts”. To the 275th Anniversary of the Imperial Porcelain Factory: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2019. 392 p. (in Russian)
Ivanova A. V.; Kumzerova T. V. et al. Luokaame uusi maailma! Agitaatioposliini ja nuori Neuvostoliitto. Tampere, Vapriikki Publ., 2011. 175 p. (in Finnish)
Kazakova O. V. (ed.). Estetika “ottepeli”: novoe v arkhitekture, iskusstve, kul’ture (Aesthetics of the “Thaw”: New in Architecture, Art, and Culture). Moscow, ROSSPEN Publ., 2013. 493 p. (in Russian)
Klemp K.; Veber K. (ed.). FRAGILE. Die Tafel der Zaren und das Porzellan der Revolutionare. Franfurkt am Main, Museum fur Angewandte Publ., 2008. 416 p. (in German and Russian)
Krasil’nikova T. V. Sovremennyi stil’ v sovetskom dekorativno-prikladnom iskusstve perioda Ottepeli (Modern Style in Soviet Decorative and Applied Art of the Thaw Period): PhD Thesis. Moscow, 2004. 327 p. (in Russian)
Kudriavtseva T. V.; Kumzerova T. V. et al. Vokrug kvadrata: katalog vystavki (Around the Square: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2005. 159 p. (in Russian)
Kumzerova T. V. The Activity of the Suprematists at the State Porcelain Factory: the Main Periods and Concepts. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2019, no. 4, pp. 6–15. (in Russian)
Lansere A. Vladimir Gorodetsky. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1966, no. 2, pp. 13–15. (in Russian)
Popov V. A.; Pruslina K. N. (ed.). Khudozhniki ob iskusstve keramiki. Sovetskaia khudozhestvennaia keramika 1954–1964. Sbornik (Artists about the Art of Ceramics. Soviet Art Ceramics 1954–1964. Collection). Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 310 p. (in Russian)
Rakitin V. I. Il’ia Chashnik: Khudozhnik novogo vremeni (Ilya Chashnik: an Artist of the Modern Period). Saint Petersburg, Palace editions Publ., 2000. 157 p. (in Russian)
Rakitin V. I. Nikolai Mikhailovich Suetin. Saint Petersburg, Palace editions Publ., 1998. 225 p. (in Russian)
Shik I. A. et al. Dekorativnyi minimalizm. “Ottepel’ ” v sovetskom farfore (Decorative Minimalism. “The Thaw” in Soviet Porcelain). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2020. 188 p. (in Russian)
Zhukova Iu. L. Farforovyi Dnevnik (Porcelain Diary). Saint Petersburg, Art-kollektsiia Publ., 2016. 183 p. (in Russian)