ТЕАТР И БАЛЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ВИССАРИОНОВНЫ АНДРЕЕВОЙ — ХУДОЖНИКА ЗАВОДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

  • Татьяна Александровна Воропаева Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
Ключевые слова: новгородский фарфор; искусство советского фарфора; завод «Возрождение»; Марина Виссарионовна Андреева; советский балет.

Аннотация

В современном искусствознании наблюдается рост исследовательского интереса к искусству советского фарфора, в особенности к популярным в нем темам балета и театра. Однако определенные периоды его развития, история региональных предприятий и творческое наследие отдельных художников в настоящее время изучены недостаточно полно. Примером может служить новгородский художественный фарфор, значительную роль в развитии которого сыграла Марина Виссарионовна Андреева — выпускница ЛВПХУ им. В. И. Мухиной, с 1980 г. работавшая на заводе «Возрождение» в селе Бронница. Данная статья посвящена исследованию специфики интерпретации тем театра и балета в творчестве художника. Марина Виссарионовна Андреева первой в новгородском фарфоре открыла эту тему и детально разработала ее в своем творчестве, попутно увлекаясь литературными персонажами. Автор приходит к выводу, что скульптора занимала пластическая выразительность человеческой фигуры, движения, позы и жесты в танце, театральные сюжеты. Каждая композиция Марины Виссарионовны Андреевой представляет собой театральную сцену, на которой разворачивается представление. Творчеству художницы присущ игровой момент, ею создается собственный театр со своими сказками, пьесами, персонажами, великолепными костюмами и пластическими решениями. Анализ росписей позволяет заключить, что Марина Виссарионовна декорировала свои скульптуры, сервизы, композиции, наборы штофов преимущественно в легкой сине-коричневой гамме, дополненной тонкими золотыми орнаментами, придавая особую целостность и художественную завершенность работе, или практически отказывалась от росписи в пользу выразительности скульптурной пластики.

Биография автора

Татьяна Александровна Воропаева, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник

научный сотрудник, хранитель

Литература

Andreeva L. V. Sovetskii farfor, 1920–1930 gg. (Soviet Porcelain, 1920–1930). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian)

Bulavin I. A. Tehnologiia farforovogo i fajansovogo proizvodstva (The Technology of Porcelain and Earthenware Production). Moscow, Kniga po Trebovaniiu Publ., 2013. 447 p. (in Russian)

Ivanova A. V. et al. Ekho Russkikh sezonov: katalog vystavki (Echo of Russian Seasons; Exhibition Catalogue). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2009. 176 p. (in Russian)

Kramarenko L. G. Dekorativnoe iskusstvo Rossii 20 veka: k probleme formoobrazovaniia i slozheniia stilia predmetno-prostranstvennoi sredy (Decorative Art of Russia in the 20th Century: Towards the Problem of Formation and Addition of the Style of the Subject-Spatial Environment): Full Doctor of Arts Thesis. Moscow, 2005. 241 p.

Kuznetsov B. A. Novgorodskii korol’ rossiiskogo farfora. Istorii sem’i i fabrik (Novgorod King of Russian Porcelain. Family and Factory Stories). Moscow, Galleia-Print Publ., 2015. 731 p. (in Russian)

Markov P. A. (ed.). Russkii balet: entsiklopediia (Russian Ballet: an Encyclopedia). Moscow, Soglasie Publ., 1997. 632 p. (in Russian)

Nasonova I. S.; Nasonov S. M. Sovetskii farfor: katalog (Soviet Porcelain: the Catalog). Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., 2008. 479 p. (in Russian)

Pavlukhina N. L.; Petrova T. V.; Kumzerova T. V. et al. Tsvet nebesnyi, sinii tsvet... Kobal’t na farfore Imperatorskogo - Lomonosovskogo farforovogo zavoda 18–21 vekov (Heavenly Colour, Celestial Blue… Cobalt on the Porcelain of the Imperial - Lomonosov Porcelain Works. 18th–21st Centuries). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2007. 288 p. (in Russian)

Saltykov A. B. Izbrannye Trudy (Selected Works). Moscow, Sovetskii Khudozhnik Publ., 1962. 727 p. (in Russian)

Sapanzha O. S. Images of Small Plastic as Part of the Space of Soviet Everyday Life. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2019, no. 1 (25), pp. 65–77. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.105 (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Poem “The Fountain of Bakhchysarai” by A. S. Pushkin and Ballet “The Fountain of Bakhchysarai” by B. V. Asafyev in Soviet Porcelain Sculpture. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2019, no. 3, pp. 117–125. DOI: 10.24411/2658-3437-2019-13017 (in Russian)

Suslov I. M. Farfor. Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo 1945–1975: ocherki istorii (Porcelain. Soviet Decorative Art 1945–1975: Essays on History). Moscow, Iskusstvo Publ., 1989. 255 p. (in Russian)

Vasil’eva I. M. Exhibition Activities. Ezhegodnik Novgorodskogo muzeia-zapovednika (Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve). Saint Petersburg, Novgorodskii muzei-zapovednik Publ., 2015, pp. 39–41. (in Russian)

Volodina T. V. Graduates of Leningrad Higher School of Industrial Art Named after V. I. Mukhina in Novgorod. Art Porcelain. Ezhegodnik Novgorodskogo muzeja-zapovednika (Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve). Saint Petersburg, Novgorodskii muzei-zapovednik Publ., 2015, pp. 110–116. (in Russian)

Zozulenko T. B. The Art of Modern Novgorod. The Charm of Russian porcelain. Chelo: al’manakh (Chelo: almanac). Velikii Novgorod, The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 1999, pp. 84–90. (in Russian)

Zozulenko T. B. Dance of the Brush on Porcelain. Novaia novgorodskaia gazeta ( New Novgorod Newspaper), 2020, no. 1 (1059), pp. 14–16. (in Russian)

Опубликован
2021-05-08
Раздел
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА XX-XXI ВЕКОВ