ПЕРВЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОЛЯ ГОГЕНА (1886–1887): СТИЛИСТИЧЕСКАЯ И ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению первой керамической серии Поля Гогена (1886–1887), чьи особенности впервые в отечественной историографии получают подробное осмысление. Анализ серии происходит по трем основным группам, которые предлагаются автором в соответствии с иконографическими и стилистическими особенностями произведений, — это предметы, созданные по формам Шапле (где Гоген выступил в качестве дизайнера готовых моделей), керамические скульптуры с бретонскими мотивами, а также горшки и вазы, оформленные Гогеном посредством иконографического цитирования других художников. В процессе рассмотрения предметов 1886–1887 гг. становится очевидным, что керамическое творчество Гогена имеет тенденцию к развитию скульптурных характеристик. Кроме того, устанавливается связь скульптур с гончарными традициями доколумбовой Америки, Японии и Китая, а также с европейским керамическим искусством Средневековья и Нового времени. Отдельное внимание уделяется иконологии изделий. Статья призвана служить исследовательской базой для анализа скульптур последующих периодов гончарной деятельности Гогена, чье подробное рассмотрение, в совокупности с обращением к предметам 1886–1888 гг., позволит составить полноценное представление о стилистической эволюции керамических изделий художника.
Литература
Abis J. d’; Albis L. d’; Bouillon J-P.; Romanet C. Ceramique impressionniste. L’Atelier Haviland de Paris-Auteuil 1873–1882. Paris, Les Presses Artistiques Publ., 1974–1975. 77 p. (in French)
Amishai-Maisels Z. Gauguin’s Religious Themes. New York, London, Garland Publ., 1985. 541 p.
Bodelsen M. Gauguin Studies. The Burlington Magazine, 1967, vol. 109, no. 769, pp. 217–227.
Andréani C. Les céramiques de Gauguin. Paris, Amateur Publ., 2003. 160 p. (in French)
Arthur P. French Art Nouveau Ceramics. All Illustrated Dictionary. Paris, Editions Norma Publ., 2015. 400 p.
Bernardi C.; Ferlier O. (eds.). Gauguin l’Alchimiste. Catalogue d’Exposition au Grand Palais. Paris, Éditions Rmn-Grand Palais Publ., 2017. 328 p. (in French)
Bessonova M. B. (ed.). Gogen. Vzgliad iz Rossii. Al'bom-katalog (Gauguin. A View from Russia. Album-catalogue). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1990. 363 p. (in Russian)
Bodelsen M. Gauguin Studies. The Burlington Magazine, 1967, vol. 109, no. 769, pp. 217–227.
Bodelsen M. Gauguin the Collector. The Burlington Magazine, 1970, vol. CXII, no. 810, pp. 590–615.
Bodelsen M. Gauguin’s Ceramics in Danish Collections. Copenhagen, Munksgaard Publ., 1960. 36 p.
Bodelsen M. Gauguin’s Ceramics. A Study in the Development of His Art. London, Faber & Faber Limited Publ., 1964. 239 p.
Bodelsen M. Gauguin’s Cezannes. The Burlington Magazine, 1962, vol.104, no. 710, pp. 204–211.
Bodelsen M. The Missing Link in Gauguin’s Cloisonism. Gazette des Beaux Art, 1959, pp. 329–344.
Brettell R.; Cachin F.; Freches-Thory C. (eds.). The Art of Paul Gauguin. Catalogue of an Exhibition. New York, New York Graphic Society Books Publ., 1988. 519 p.
Brongniart A.; Riocreux D.-D. Description méthodique du musée céramique de la Manufacture royale de porcelaine de Sèvres. Paris, A. Leleux Publ., 1845. 812 p. (in French)
Broude N.; Garrard M. D. (eds.). The Expanding Discourse: Feminism and Art History. New York, Icon Editions Publ., 1992. pp. 312–329
Bubbiko J.; Crus J. Keramika: tehniki, materialy, izdeliia (Ceramics: Techniques, Materials, and Wares). Moscow, Nicola-Press Publ., 2006. 127 p. (in Russian)
Clerbois S. (ed.). Ceramistes de l’Art Nouveau. Bruxelles, Pandora Publ., 2000. 62 p. (in French)
Cohen B. The Colors of Clay. Special Techniques in Athenian Vases. Catalogue. Los-Angeles, J. Paul Getty Trust Publ., 2006. 384 p.
Denis M. Théories. 1890–1910. Du Symbolisme et de Gauguin vers un nouvel ordre classique. Paris, L. Rouart et J. Watelin Éditeurs Publ., 1920. 286 p. (in French)
Dorra H. The Symbolism of Paul Gauguin. Erotica, Exotica, and the Great Dilemmas of Humanity. Berkeley, Los Angeles, University of California Press Publ., 2007. 352 p.
Fonsmark A.-B. Gauguin Ceramics in NY Carlsberg Glyptotek. Exhibition catalogue. Copenhagen, NY Carlsberg Glyptotek Publ, 1996. 54 p.
Foster H.; Krauss R.; Bois Y.-A.; Buchloh B.; Joselit D. (eds.). Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. London, Thames & Hudson Publ., 204. 704 p. (in Russian)
Gamboni D. Paul Gauguin: The Mysterious Centre of Thought. London, Reaktion Books Publ., 2014. 464 p.
Garnier E. Histoire de La Céramique. Tours, A. Mame Publ., 1882. 576 p. (in French)
Gauguin P. Avant et Après. Paris, Les Editions G. Cres Publ., 1923. 241 p. (in French)
Gauguin P. Lettres à sa femme et a ses amis. Paris, Grasset Publ., 1946. 348 p. (in French)
Gauguin P. Notes sur l’art a l’Exposition Universelle. Le Moderniste, 1889, pp. 84–86, 90–91.
Gauguin P. Pis’ma, esse, stat'i (Letters, Essays, Articles). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2001. 704 p. (in Russian)
Gauguin P. Pis’ma. Noa Noa. Iz knigi “Prezhde i potom” (Letters. Noa Noa. From the Book “Before and After”). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1972. 256 p. (in Russian)
Gauguin’s Process: Making Ceramics. The official YouTube channel of The Art Institute of Chicago. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=tZeJpKNrXTM (accessed: 3 April 2020).
Gray C. Sculpture and Ceramics of Paul Gauguin. Baltimore, The Johns Hopkins Press Publ., 1963. 330 p.
Hartrick A. S. A Painter’s Pilgrimage Through Fifty Years. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1939. 292 p.
Hartrick A. S. Post-Impressionism, with Some Personal Recollections of Vincent Van Gogh and Paul Gauguin. The Imprint, 1913, 1, pp. 305–318.
Hirota H. La sculpture en céramique de Gauguin. Sources et significations. Histoire de l’art, 1991, no. 15, pp. 43–60. (in French)
Japan. Oxford University Press. Oxfordartonline.com. Available at: https://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000043440 (accessed: 3 April 2020).
Hofmann W. Die Grundlagen der modernen kunst. Stuttgart : Alfred Kröner Verlag, 1987. 546 p. (in German)
Lacambre G. et J. (ed.). Champfleury. Son regard et celui de Baudelaire. Paris, Hermann Publ., 1990. 256 p. (in French)
Medley M. The Chinese Potter: A Practical History of Chinese Ceramics. London, Phaidon Press Publ., 1999. 288 p.
Merlhes P. (ed.). Correspondance de Paul Gauguin: Documents. Témoignages. Paris, Fondation Singer-Polignac Publ., 1984. 561 p. (in French)
Monkhouse C. Elton Ware. Magazine of Art, 1882, VI, pp. 228–233.
Monkhouse C. Some Original Ceramists. Magazine of Art, 1882, V, pp. 443–450.
Nashchokina M. V. (ed.). Dukh Simvolizma (The Spirit of Symbolism). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2012. pp. 178–191. (in Russian)
Orlova Iu. A. Formirovanie kontseptsii natiurmorta v tvorchestve Polia Gogena (1876–1890) (Formation of the Concept of Still Life in the Art of Paul Gauguin (1876–1890)). PhD Thesis. Saint Petersburg, 2018. 270 p. (in Russian)
Peiffer J. Longwy: faïence et émaux, 1798-1998. Metz, Serpenoise Publ., 1998. 120 p. (in French)
Pissarro C. Lettres a son fils Lusien. Paris, Albin Michel Publ., 1950. 522 p. (in French)
Shim Chung Y. The Monstrous and the Grotesque: Gauguin’s Ceramic Sculpture. Image [&] Narrative (E-journal), 2008, no. 23. Available at: http://www.imageandnarrative.be/inarchive/Timeandphotography/shimchung.html (accessed: 03 April 2020).
Tugendkhol’d Ia. Frantsuzskoe iskusstvo i ego predstaviteli: sbornik statei (French Art and Its Figures: a Collection of Articles). Saint Petersburg, Prosveshchenie Publ., 1911. 350 p. (in Russian)
Wildenstein D. Gauguin: A Savage in the Making. Catalogue Raisonne of the Paintings (1873–1888). Vol. 1. Milan, Skira editore Publ., Paris, Wildenstein Institute Publ., 2002. 300 p.
Wildenstein D. Gauguin: A Savage in the Making. Catalogue Raisonne of the Paintings (1873–1888). Vol. 2. Milan, Skira editore Publ., Paris, Wildenstein Institute Publ., 2002. 648 p.