РИСУНОК В ТВОРЧЕСТВЕ ЯНА ДЕ БРАЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию рисунка в творчестве Яна де Брая — представителя голландского классицизма XVII в. Графическое наследие де Брая не изучено в полной мере, ввиду чего данная научная работа позволяет глубже исследовать творчество мастера и понять его метод работы над живописным произведением. В целом анализ манеры де Брая указывает на то, что он заимствовал некоторые приемы у Франса Халса. С другой стороны, заметное воздействие на формирование стиля Яна де Брая оказало творчество его отца, Саломона де Брая, который работал в русле классицистических тенденций. Рисунки художника можно условно разделить на две группы: первая включает в себя работы, созданные с целью запечатлеть натурный образ; вторая группа состоит из эскизов, служащих подготовительным этапом создания живописного полотна. На основе изучения графики де Брая можно делать вывод о специфике голландского классицизма, для которого характерна зависимость от национального искусства и культуры, вследствие чего художественный язык классицизма не только обогащается средствами выразительности, характерными для барокко, но и сосуществует одновременно с реалистическим творческим методом.
Литература
Avsiian O. A. Natura i risovanie po predstavleniiu (Nature and Drawing by Representation). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1985. 152 p. (in Russian)
Biesboer P. Collections of Paintings in Haarlem, 1572–1745. Los Angeles, The Provenance Index of the Getty Research Institute Publ., 2001. 813 p.
Blankert A.; Dufais N.; Gelderblom A. J. Dutch Classicism in Seventeenth-Century Painting: Publ. for the Exhib. held at Museum Boijmans Van Beuningen from 25 Sept. 1999 to 9 Jan. 2000. Rotterdam, Museum Boijmans Van Beiningen Publ., 1999. 351 p. (in Dutch)
Bredius A. Amsterdam in de zeventiende eeuw. Gravenhage, W. P. van Stockum & Zoon Publ., 1897. 651 p. (in Dutch)
Fridlender M. Ob iskusstve i znatochestve (On Art and Connoisseurship). Saint Petersburg, Andrei Naslednikov Publ., 2013. 248 p. (in Russian)
Jan de Bray and the Classical Tradition. Washington, National Gallery of Art Publ., 2004. 15 p.
Kheil R. B. Risunok. Uroki starykh masterov: podrobnoe izuchenie plasticheskoi anatomii cheloveka na primere risunkov velikikh khudozhnikov (Drawing. Lessons of the Old Masters: a Detailed Study of Human Plastic Anatomy on the Example of Drawings by Great Artists). Moscow, AST: Artel Publ., 2006. 271 p. (in Russian)
Lairesse G. de. Groot Schilderboek. In 2 vols. Amsterdam, Hendrick Desbordes Publ., 1712. (in Dutch)
Larionov A. O. Risunki starykh masterov Gollandii i Flandrii v sobranii Ermitazha: ocherk istorii kollektsii (Drawings of the Dutch and Flemish Old Masters in the Hermitage Collection: an Essay on the History of the Collection). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 1999. 72 p. (in Russian)
Moltke J. W. von. Jan de Bray. Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft, 1938–1939, no. 11–12, pp. 421–523. (in German)
Nevezhina V. M. Gollandskii risunok 17 veka. Iz sobraniia Gosudarstvennogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina (17th-century Dutch Drawing. From the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1974. 280 p. (in Russian)
Sadkov V. A. Gollandskii risunok 17 veka: evoliutsiia i problemy atributsii (17th-century Dutch Drawing: Evolution and Issues of Attribution): PhD Thesis. Moscow, 1997. 500 p. (in Russian)
Tilkes O. Istorii strany Rembrandta (History of the Country of Rembrandt). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 1048 p. (in Russian)
Vipper B. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva (Introduction to the Historical Study of Art). Moscow, V. Shevchuk Publ., 2015. 368 p. (in Russian)