ПРОЦВЕТШИЙ КРЕСТ В РАННЕХРИСТИАНСКОМ ИСКУССТВЕ. К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, СИМВОЛИКЕ И ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА
Аннотация
Процветший Крест является одним из самых древних и важных христианских символов. Однако проблема генезиса и специфики этого образа остается до сих пор недостаточно изученной. В данном исследовании, на основе анализа сочинений раннехристианских богословов (Иринея Лионского, Киприана Карфагенского, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста) и памятников искусства V — начала VI в. (сохранившихся рельефов, росписей, мозаик и предметов прикладного искусства), излагается религиозно-философское содержание символического образа Процветшего Креста, выявляются специфика, характерные особенности иконографии и делается вывод о том, что образ Процветшего Креста появляется на заре христианского искусства и уходит корнями в традиции древневосточного искусства. Автор статьи подчеркивает важную роль образа Процветшего Креста в иконографии раннехристианского искусства, отмечая, что символ, объединяющий изображения Креста Христова и Древа Жизни, основан на фундаментальной христианской доктрине — искупительная жертва Христа объединяет начало и конец истории, Древо Креста открывает врата рая для человека, даруя ему вечную жизнь через вкушение плодов Древа Жизни. В статье развивается гипотеза византийского происхождения этой типологии креста и определяется вероятное время зарождения образа, исходя из самого раннего из известных изображений Процветшего Креста (рельефы церкви Феодосия II в Константинополе, 415 г.). Автор делает заключение о том, что образ Процветшего Креста, имеющий восточное, скорее всего, сирийское происхождение, выкристаллизовался в мастерских Константинополя в начале V в. и распространился по всему христианскому миру, став одним из важнейших христианских символов Христа-Искупителя, Евхаристии и Царствия Небесного.
Литература
Beliaev L. A. Cross. Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox Encyclopedia). Vol. 38. Moscow, Church Scientific Center “Orthodox Encyclopedia” Publ., 2015, pp. 540–558. (in Russian)
Beliaev L. A. Khristianskie drevnosti. Vvedenie v sravnitel’noe izuchenie (Christian Antiquities. Introduction to the Comparative Study). Saint Petersburg, Aleteia Publ., 2000. 575 p. (in Russian)
Benazzi G. I dipinti murali e l’edicola marmorea del Tempietto sul Clitunno. Todi, Ediart Publ., 1985. 77 p. (in Italian)
Butler H. C. Architecture and Other Arts. Part II of the Publications of an American Archeological Expedition to Syria. 1899–1900. New York, The Century Co Publ., 1903. 433 p.
Del Francia Barocas L. L’immagine della croce nell’Egitto cristiano. Rivista degli studi orientali. Nuova serie, 2012, vol. 85, pp. 165–211. (in Italian)
Della Valle M. Croce. Enciclopedia dell’arte medievale, V. Roma, 1994, pp. 550–557. (in Italian)
Della Valle M. La croce in Occidente. Costantino I. Enciclopedia costantiniana Treccani, I. Roma, 2013, pp. 236–246. (in Italian)
Della Valle M. La Croce in Oriente. Costantino I. Enciclopedia costantiniana Treccani, II. Roma, 2013, pp. 667–681. (in Italian)
Deppert-Lippitz B. A Low Antique Crossbow Fibula in the Metropolitan Museum of Art. Metropolitan Museum Journal, 2000, vol. 35, pp. 39–70.
De Vogüe C.-J.-M. Syrie centrale. Architecture civile et religieuse du I au VII siècle. En 2 vols. Paris, J. Baudry, Libraire Editeur Publ., 1865–1877. (in French)
Friken A. F. Rimskie katakomby i pamiatniki pervonachal’nogo khristianskogo iskusstva (Catacombs of Rome and Monuments of Early Christian Art). Part II. Moscow, K. T. Soldatenkov Publ., 1877. 252 p. (in Russian)
Garrucci R. Storia dell’arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, Guasti Publ., 1880. 182 p. (in Italian)
Golubtsov A. P. Iz chtenii po tserkovnoi arkheologii i liturgike (From the Readings on Church Archeology and Liturgy). Saint Petersburg, Satis Publ., 1995. 370 p. (in Russian)
Hall J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. New York, Harper&Row Publ., 1974. 384 p.
Iacobini A. L’albero della vita nell’immaginario medievale: Bisanzio e l’Occidente. L’architettura medievale in Sicilia: la cattedrale di Palermo. Roma, 1994, pp. 241–290. (in Italian)
Iakobson A. L. Armianskie khachkary (Armenian Khachkars). Yerevan, Aiastan Publ., 1986. 128 p. (in Russian)
Murray R. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. New York, Cambridge University Press Publ., 1975. 394 p.
Nedosekin P., prot. Genesis and Evolution of the Iconography of the Cross in the Early Church. Moskovskie Eparkhial’nye vedomosti (Bulletin of the Moscow Diocese), 2016, no. 8, pp. 85–92; no. 9, pp. 81–91; no. 12, pp. 85–92; 2017, no. 8, pp. 65–81. (in Russian)
Ovchinnikov A. L. Simvolika khristianskogo iskusstva (Symbolism of Christian Art). Moscow, Rodnik Publ., 1999. 529 p. (in Russian)
Rizzardi C. Il mosaico a Ravenna. Ideologia e Arte. Bologna, Ante Quem Publ., 2011. 269 p. (in Italian)
Sotira L. Ravenna e il vicino Oriente: i mosaici parietali di V e VI secolo. Intrecci d’arte, 2013, no. 2, pp. 7–30. (in Italian)
Stepanian N. Motive of Pomegranate in the Armenian Early Medieval Fine Arts. Istoriko-filologicheskii vestnik (Historical Philological Journal), 2008, no. 3, pp. 210–229. (in Russian)
Talbot-Rice D. The Leaved Cross. Byzantinoslavica, 1950, no. 11, pp. 68–81.
Tatarnikova A. O. On the Dating of the Frescoes and Sculptural Decorations of Tempietto del Clitunno (Italy). Sokhranenie pamiatnikov izobrazitel’nogo iskusstva i kul’tury. Issledovaniia i restavratsiia (Preservation of Fine Arts and Cultural Heritage. Research and Conservation). Saint Petersburg, Chistyi list Publ., 2019, pp. 172–177. (in Russian)
Uvarov A. S. Khristianskaia simvolika (Christian Symbolism). Moscow, Printing House of G. Lissner i D. Sobko Publ., 1908. 212 p. (in Russian)
Vardanesova T. V. Kul’tura khachkarov Aragatsotna i Kotaika 9–17 vv. (The Culture of Aragatsotn and Kotayak Khachkars in 9–17th Centuries). Yerevan, Yerevan State University Publ., 2016. 192 p. (in Russian)