РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ДЕТСКОМ ПОРТРЕТЕ XVIII–XIX ВЕКОВ: РЕБЕНОК В ЦАРСТВЕ ФЛОРЫ

  • Дарина Александровна Абдуллина Государственный Русский музей
Ключевые слова: детский портрет; детский портрет XVIII в.; детский портрет XIX в.; детский образ; флоральные мотивы; растительная символика; цветы и плоды в портрете; детство в живописи; маркер детскости; детскость; история детства.

Аннотация

Растительные мотивы рассматриваются как важнейшие элементы символической системы жанра детского портрета XVIII–XIX вв. Их смысл связывается с бытовавшими тогда представлениями о природе детства как поры роста, развития, преддверия расцвета и надежд на изобилие в будущем, а также с традициями христианского искусства. XVIII столетие характеризуется тем, что в изображениях «маленьких взрослых» использовались символы, заимствованные из композиций модных «взрослых» портретов, что, вероятно, и придавало значению растений амбивалентный характер. Само детство воспринималось двояко — и как время невежества и ребячества, и как «эпоха», когда человек словно еще не вкусил запретный плод. Вторая ипостась ребенка превалировала в глазах сентименталистов и романтиков на рубеже веков. Они «выводили» своих маленьких моделей из домашних комнат в пространство сада или дикого парка, часто используя мотив дуба как «древа жизни». В первой трети XIX в. в детских портретах начали появляться пышные букеты, венки и роскошные гирлянды, вазы, корзины с фруктами. Дети в таком окружении словно «превращались» в «птиц, рожденных для счастья», тем самым образно подчеркивалась их метафизическая близость к райским кущам. Мир детства словно обособлялся от сурового взрослого мира в творчестве поздних академистов. Детские образы в салонных портретах буквально утопали в цветах и фруктах. Правда, прежняя семантика при этом нивелировалась, поскольку они становились маркерами «золотого детства», за пышностью цвета которых терялся ребенок, его «физиономия», столь важная для передвижников. Последние отказывались от флоральных мотивов в детских портретах, утрачивая в то же время ощущение детскости, что вместе с другими причинами могло повлиять на дальнейшее «угасание» жанра в XX столетии.

Биография автора

Дарина Александровна Абдуллина, Государственный Русский музей

ведущий научный сотрудник

Литература

Andreeva Yu. S. Louis Caravaque and Secularization of Russian Art. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnyye nauki (Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and Humanities), 2017, vol. 17, no. 4, pp. 66–76. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh170409 (in Russian)

Andronova I. O. “Japonism” in the Russian Interior in the Second Half of the 19th – Early 20th Century. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv (Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts), 2008, no. 1, pp. 256–259. (in Russian)

Belova Yu. N. From Watteau’s Pastoral to Gainsborough’s “Idyll”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta (Vestnik of Saint Petersburg University). Series 15: Arts, 2015, issue 4, pp. 13–27. (in Russian)

Benoit A. Beauty Search. Mir krasoty (Beauty World), 1899, no. 3–4, pp. 36–39. (in Russian)

Chezhina Yu. I. Kostiumirovannyi portret v russkom iskusstve 18 veka kak otrazhenie dukha epokhi (Costume Portrait in Russian Art in the 18th Century as a Reflection of Zeitgeist): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2006. 280 p. (in Russian)

Gomberg-Verzhbinskaia E. P. Peredvizhniki (The Wanderers). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1970. 235 p.

Hyde E. Cultivated Power: Flowers, Culture, and Politics in the Reign of Louis XIV. ‎Philadelphia, University of Pennsylvania Press Publ., 2005. 368 p.

Klot, von J. Am Anfang war der Apfel. Die Frucht in Malerei und Graphik des 20. Jahrhunderts. Berlin, EDITION BRAUS Publ., 2003. 200 p. (in German)

Koroleva I. A. Lifetime Portraits of Elizaveta Petrovna as a Source of Visual Image of Power and Reign of the Empress. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Istoriia. Mezhdunarodnye otnosheniia (Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: History. International Relations), 2018, vol. 18, issue 3, pp. 283–289. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2018-18-3-283-289 (in Russian)

Kostiukhina M. Detskii orakul. Po stranitsam nastol’no-pechatnykh igr (Children’s Oracle. By Desktop-printed Game Pages). Moskow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2013. 656 p. (in Russian)

Lehner E. and J. Folklore and Symbolism of Flowers, Plants and Trees. Istanbul, Colchis Books Publ., 1960. 128 p. (in Russian)

Seaton B. The Language of Flowers: A History. Charlottesville, University of Virginia Press Publ., 2012. 234 p.

Turchin V. S. Romanticism in Russian Portrait Painting. Khudozhnik (Artist), 1968, no. 11, pp. 46–49. (in Russian)

Vdovin G. V. Persona — Individual’nost’ — Lichnost’. Opyt samopoznaniia v iskusstve russkogo portreta 18 veka (Person — Individuality — Personality. Experience of Self-knowledge in the Art of the 18th-Century Russian Portrait). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2005. 248 p. (in Russian)

Опубликован
2021-01-27
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ