РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ГОЛЛАНДСКОМ АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ XVII ВЕКА
Аннотация
В архитектуре Голландии XVII в. доминирующую позицию занимает классицистический стиль, основанный на искусстве античности, итальянского и нидерландского Возрождения, а также Франции того времени. Однако на голландской почве стиль несколько трансформируется, приобретая свой особый характер, что обусловлено культурными и историческими особенностями страны в XVII в. Вследствие этого голландский классицизм представляет собой своего рода симбиоз с барочными тенденциями. Восторжествовавший в XVI столетии протестантизм значительно повлиял на городскую застройку, благодаря чему практически отсутствуют дворцовые сооружения пышные и барочные церкви. Дома группировались вдоль новых каналов, сохраняя достаточно узкий и скромный наружный фасад, однако скрывая за ним роскошный интерьер. Голландские архитекторы ориентировались на теоретические и практические труды Палладио, Витрувия, Скамоцци. Последний писал о том, что архитектурный декор здания должен отражать успех и богатство его обладателя. Голландцы восприняли это буквально и обильно украшали здания разнообразными растительными гирляндами, фестонами, картушами, располагая их на каждом свободном участке, в виду чего в классицистический тип сооружения архитекторы вносят эффекты барочной роскоши. Наиболее часто подобные работы можно найти в творчестве Якоба ван Кампена, его ученика и помощника Питера Поста и братьев Вингбонс. При создании архитектурного декора архитекторы, очевидно, вдохновлялись книгами о ботанике, произведениями изобразительного искусства, а также основывались на своих собственных наблюдениях. Помимо этого, архитекторы, безусловно, следовали за желанием заказчика продемонстрировать свое финансовое состояние. Можно сказать, что в какой-то степени голландские архитекторы переносили приемы живописцев на свой материал. Каждый элемент максимально подробно и скрупулезно проработан, что говорит о несомненной важности декора и его смысловой значимости. Флоральные мотивы становятся популярными и занимают важное место не только в живописи XVII в., но и архитектуре.
Литература
Bodrova V. N. Antichnye obrazy v gollandskoi zhivopisi 17 v. (Images of Antiquity in the 17th-Century Dutch Painting): PhD Thesis. Moscow, 2005. 218 p. (in Russian)
Bredius A. Amsterdam in de zeventiende eeuw. Gravenhage,
W. P. van Stockum & Zoon Publ., 1897. 651 p. (in Dutch)
Clusius C. Rariorum plantarum historia / Fungorum in Pannoniis observatorum brevis historia. Exoticorum libri decem: quibus animalium, plantarum, aromatum, aliorumque peregrinorum fructuum historiæ discribuntur. Lugduni Batavorum, Ex Officinâ Plantinianâ Raphelengii Publ., 1605. 846 p. (in Latin)
Daniel’ S. M. Evropeiskii klassitsizm: Epokha Pussena. Epokha Davida (European Classicism: the Age of Poussin. The Age of David). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2003. 304 p. (in Russian)
Fromanten E. Starye mastera (Old Masters). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1996. 312 p. (in Russian)
Huizinga J. Kul’tura Niderlandov v 17 veke. Erazm. Izbrannye pis’ma (Culture of 17th-Century Netherlands. Erasmus. Selected Letters). Saint Petersburg, Ivan Limbakh Publ., 2009. 680 p. (in Russian)
Junius H. Emblemata. Antwerp, Christopher Plantin Publ., 1565. 166 p. (in Latin)
Kravchunas M. B. Osnovnye stilevye tendentsii v gollandskoi arkhitekture kontsa 16–17 vv. (na primere zhiloi zastroiki Amsterdama) (The Main Style Trends in the Dutch Architecture in the late 16th-17th Centuries (on the Example of the Residential Amsterdam Architecture)): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2011. 320 p. (in Russian)
Kuyper W. Dutch Classicist Architecture: a Survey of Dutch Architecture, Gardens, and Anglo-Dutch Architectural Relations from 1625 to 1700. Delft, Delft University Press Publ., 1980. 615 p.
Nyland P. De Nederlandtse herbarius of Kruydt-boeck. T’Amsterdam, Voor Marcus Doornick Publ., 1670. 366 p. (in Dutch)
O’Brien P. Urban Achievement in Early Modern Europe: Golden Ages in Antwerp, Amsterdam and London. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2001. 376 p.
Panofsky E. Idea: A Concept in Art Theory. New York, Harper & Row Publ., 1968. 268 p. (in Russian)
Pavlova Iu. B. Natsional’noe svoeobrazie inter’era gollandskogo biurgerskogo doma 17 stoletiia (National Identity of the Interior of the Dutch Burgher House of the 17th Century): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2009. 285 p. (in Russian)
Post P. Les ouvrages d’architecture: dans les quels on voit les representations de plusieurs edifices considerables en plans & elevations, avec leurs descriptions. A Leide, Chez Pierre vander Aa Publ., 1715. 307 p. (in French)
Rotenberg E. I. Iskusstvo Gollandii 17 veka (17th-Century Dutch Art). Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 235 p. (in Russian)
Sambucus J. Emblemata. Antwerp, Christopher Plantin Publ., 1564. 240 p. (in Latin)
Scamozzi V. The Idea of a Universal Architecture. Venetiis, Per Giorgio Valentino Publ., 1616. 836 p. (in Italian)
Schaik M. van; Taverne M. Vakmanschap en comfort: Een beschilderde vakzoldering van Pieter Post in Haarlem. Bulletin Knob. Available at: https://journals.open.tudelft.nl/knob/article/view/5006 (accessed: 22.08.2020). (in Dutch)
Shpinarskaia E. N. Klassitsizm i barokko: istoriograficheskii analiz (Classicism and the Baroque: a Historiographical Analysis). Saint Petersburg, Petropolis Publ., 1998. 127 p. (in Russian)
Tilkes O. Istoriia strany Rembrandta (History of Rembrandt’s Country). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 1048 p. (in Russian)
Vlaardingerbroek P. De stadhouder, zijn secretaris en de architectuur: Jacob van Campen als ontwerper van het Huygenshuis en de hofarchitectuur onder Frederik Hendrik. Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, 2000, no. 71, pp. 60– 81. (in Dutch)
Zvezdina Iu. N. Emblematika v mire starinnogo natiurmorta (Emblems in the World of Ancient Still Life). Moscow, Nauka Publ., 1997. 160 p. (in Russian)