ARA PACIS AUGUSTAE КАК ВИЗУАЛЬНОЕ РИТОРИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

(по мотивам оригинальной интерпретации его декора Жилем Сороном)

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123
Ключевые слова: Алтарь Мира; Октавиан Август; флоральный орнамент; плющ; лавр; акант; визуальная риторика; визуальная метафора; антитезис; контрапост.

Аннотация

В статье детально проанализирована концепция известного французского антиковеда Жиля Сорона, который, опираясь на труды своих предшественников и отличное знание античной культуры, оригинально, но весьма убедительно интерпретирует пышный декор Ara Pacis Augustae, находя в нем множество символических отсылок к идее нового «золотого века» принцепса Августа. Ученый находит красноречивые смысловые связи между идущими в процессии членами императорской семьи и характером изображения соответствующих им внизу растений узора. Из интересных наблюдений Сорона ключевым представляется необычное сочетание в орнаменте листьев плюща (Дионис) и лавра (Аполлон), которые объединяет аканф. Антитетическая пара богов иносказательно отражает реальную историю противостояния Марка Антония и Октавиана Августа, закончившегося победой последнего. Кроме того, в растительном орнаменте Алтаря Мира присутствует много других символических изображений, указывающих как на мифологические сюжеты, так и на исторические события этой эпохи, причем эти символы так или иначе связаны с указанным противостоянием или политическим портретом принцепса. Сорон рассматривает в качестве основы для создания своеобразного визуального династического мифа в скульптурных рельефах Ara Pacis поэзию Вергилия, его «Буколики» и «Энеиду». Наблюдения и размышления французского ученого в свою очередь инспирировали автора статьи на методологический анализ создания программы декора этого сакрального сооружения с явной пропагандистской целью. Противоположение Марка Антония Октавиану Августу, многократно и разными способами проведенное в изображениях фризов, представляет собой риторическую фигуру антитезис (вербальная форма), или контрапост (визуальная форма), которая здесь становится смысловой осью художественного образа как в целом, так и в частностях, будучи подкреплена многочисленными выразительными визуальными метафорами. В конечном счете декор Ara Pacis Augustae оказывается монументальным и витиеватым в своем великолепии визуальным риторическим высказыванием.

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Andreae B. The Art of Rome. New York, Abrams Publ., 1977. 665 p.

Brilliant R. Roman Art from the Republic to Constantine. Newton Abbot, Readers Union Group of Book Clubs Publ., 1974. 288 p.

Büsing H. Ranke und Figur an der Ara Pacis Augustae. Archäologischer Anzeiger, 1977, vol. 92 (2), pp. 247–257. (in German)

Duhn F. C., von. Über einige Basreliefs und ein römisches Bauwerk der ersten Kaiserzeit. Miscellanea Capitolina, 1879, pp. 11–16. (in German)

Egorov A. B. Antonii i Kleopatra. Rim i Egipet: vstrecha tsivilizatsii (Antony and Cleopatra. Rome and Egypt: Meeting of Civilizations). Saint Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2012. 260 p. (in Russian)

L’Orange H.-P. Ara Pacis Augustae. La zona floreale. Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia, 1962, vol. 1, pp. 7–16. (in Italian)

Moretti G. Ara Pacis Augustae. Roma, La Libreria dello Stato Publ., 1948. 325 p. (in Italian)

Platt V. L’histoire végétalisée: Ornement et politique à Rome by G. Sauron. The Journal of Roman Studies, 2003, vol. 93, pp. 402–403. DOI: https://doi.org/10.2307/3184743.

Ramage N. H.; Ramage A. Roman Art: Romulus to Constantine. Upper Saddle River, Pearson Prentice Hall Publ., 1991. 384 p.

Sauron G. Augusto e Virgilio. La rivoluzione artistica dell’Occidente e l’Ara Pacis. Milan, Jaca Book Publ., 2013. 121 p. (in Italian)

Sauron G. L’Histoire végétalisée: ornement et politique à Rome. Paris, Picard Publ., 2000. 249 p. (in French)

Sauron G. La storia vegetalizzata. Il duplice messaggio dell’Ara Pacis. Milan, Jaca Book Publ., 2018. 254 p. (in Italian)

Sauron G. Le message symbolique des rinceaux de l’Ara Pacis Augustae. Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et Belles-Lettres, 1982, vol. 126, no. 1, pp. 81–101. (in French)

Sauron G. Quis deum? L’expression plastique des idéologies politiques et religieuses à Rome à la fin de la République et au début du principat. Rome, École française de Rome Publ., 1994. 735 p. (in French)

Sechin A. G. Classical Rhetoric in Alexander Ivanov’s Painting “Joseph Interpreting the Dreams for the Cupbearer and Baker ”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta(Vestnik of Saint Petersburg University) Series 15: Arts, 2014, vol. 4, issue 3, pp. 121–137. (in Russian)

Simon E. Augustus. Kunst und Leben in Rom um die Zeitenwende. Munich, Hirmer Publ., 1986. 279 p. (in German)

Summers D. Contrapposto: Style and Meaning in Renaissance Art. The Art Bulletin, 1977, vol. 59, no. 3, pp. 336–361.

Zanker P. Augustus und die Macht der Bilder. Munich, Beck Publ., 1990. 369 p. (in German)

Опубликован
2021-01-27
Раздел
ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ