ГРАВИРОВАННАЯ СЕРИЯ ГАБРИЭЛЯ И АДАМА ПЕРЕЛЕЙ «ВИДЫ САМЫХ КРАСИВЫХ ЗДАНИЙ ФРАНЦИИ» И ОБРАЗ ПАРИЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

  • Ольга Николаевна Егорова Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ключевые слова: топографическая гравюра; ведута; городской пейзаж; Париж; французская графика; эстамп; Л. Краул; Г. Перель; А. Перель; редкая книга; искусство XVII века; музейные собрания.

Аннотация

В собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится малоизученный альбом топографических гравюр “Vues des plus beaux bâtiments de France”. Офорты были исполнены Габриэлем Перелем (1603–1677), его сыном Адамом (1640–1695) и некоторыми другими мастерами, работавшими при дворе Людовика XIV. Увраж содержит около 300 изображений, основная масса которых посвящена загородным резиденциям французского монарха и его приближенных. Наиболее интересной представляется часть альбома с видами Парижа 1660–1680-х гг., анализу которых посвящена настоящая публикация. Исследуется выбор точек обзора, изображаемых архитектурных объектов, характер композиционных решений, порядок чередования видов — все, что раскрывает образ столицы Франции классической эпохи и одновременно поднимает проблему репрезентации города в печатной графике Западной Европы раннего Нового времени. Также освещается вопрос об авторстве гравюр и история их переизданий, что поможет в дальнейшем более точно датировать оттиски в различных собраниях. Из анализа гравюр видно, что перелевский Париж сконцентрирован в центре, вдоль берегов реки Сены и на границах города; средневековая застройка на изображениях практически отсутствует. Город начинается из центра, от реки — в чем можно усмотреть влияние голландской пейзажной школы. На гравюрах Перелей и его соавторов Париж предстает средоточием цивилизованного мира и главным городом современности. Это ощущение создается за счет выбора объектов, позволяющих визуально раздвинуть пространство города, демонстрации последних архитектурных достижений второй половины XVII в., внимания к уличной жизни парижан.

Биография автора

Ольга Николаевна Егорова, Государственный музей истории Санкт-Петербурга

хранитель

Литература

Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago, University of Chicago Press Publ., 1984. 302 p.

Augmentation par le sieur Nicolas Langlois, du Recueil des Vuës et des Perspectives des Palais, des Places, des Eglises et des plus beaux Bâtimens de Paris, et Chasteaux de France, etc. Le Mercure galant, 1705, no. 12, pp. 176–182. (in French)

Avel N. Les Pérelle graveurs de paysage du XVIIe siècle. Bulletin de la Société de l’histoire de l’art français, 1972, no. 73, pp. 145–153. (in French)

De Jean J. How Paris Became Paris: The Invention of the Modern City. New York: Bloomsbury, 2015. 320 p.

Deutsch K. Jean Marot: un graver d’architecture a l’époque de Louis XIV. Berlin, De Gruyter Publ., 2015. 579 p. (in French)

Estampes anciennes et modernes qui se trouvent chez le sieur Nicolas Langlois, Livre de Sonnates, Les Pseaumes de David, et les Cantiques de l'ancien et du nouveau Testament mis en vers François sur les plus beaux airs des meilleurs Auteurs, tant anciens que modernes. Le Mercure gallant, 1704, no. 11, pp. 269–275. (in French)

Heures dédiées au Roy, et gravées au Burin. Le Mercure galant, 1706, no. 11, pp. 307–308. (in French)

Kaganov G. Z. Sankt-Peterburg: Obrazy prostranstva (Saint Petersburg: Images of Space). Saint Petersburg, Ivan Limbakh Publ., 2004. 231 p. (in Russian)

Mareuse E. Trois vues de Paris de Lieven Cruyl. Bulletin de la Société de l’Histoire de Paris et de l’Ile de France, 1919, pp. 64–71. (in French)

Mariette P.-J. Abecedario de P.-J. Mariette et autres notes inédites de cet amateur sur les arts et les artistes. Publié par Ph. de Chennevières et A. de Montaiglon. Vol. 4. Paris, J.-B. Dumoulin Publ., 1857–1858. 424 p. (in French)

Morgand D. Catalogue de livres et estampes relatifs à l’histoire de la ville de Paris et de ses environs provenant de la bibliothéque de feu M. Hippolite Destailleur. Paris, BNF Hachette Publ., 1894. 136 p. (in French)

Préaud M.; Grivel M.; Casselle P.; Bitouzé le C. Dictionnaire des éditeurs d’estampes à Paris sous l’Ancien Régime. Paris: Promodis, Editions du Cercle de la Librairie Publ., 1987. 335 p. (in French)

Roberts W. Perelle’s Topographical Albums: Problems and Solutions. Relations and Relationships in Seventeenth-Century French Literature. Tubingen, Gunter Narr Publ., 2006, pp.163–176.

Röthlisberger M. The Pérelles. Master Drawings, 1967, vol. 5, no. 3, pp. 283–285, 332–333.

Silva E. The Space of Representation and Falda’s Images of Rome 2009. Available at: http://www.elisasilva.com/img/02.pdf (accessed:18.02.2020)

Specchio di Roma barocca. Una guida inedita del XVII secolo a cura di Joseph Connors e Louise Rice. Roma, Edizioni dell Elefante Publ., 1991. 256 p. (in Italian)

Wiebenson D.; Baines C. The Mark J. Millard Architectural Collection. Vol. I. French Books Sixteenth through Nineteenth Centuries. Washington, National Gallery Publ., 1993. 538 p.

Опубликован
2020-12-12
Раздел
ОТ МАНУСКРИПТА К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ КНИГИ XVI–XVII ВЕКОВ