ТРАДИЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ РУКОПИСНОЙ И ПЕЧАТНОЙ КНИГИ В ПАМЯТНИКАХ, СОЗДАННЫХ ПО ЗАКАЗУ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА I ГАБСБУРГА

  • Людмила Валерьевна Фролова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Максимилиан I; искусство книги; антиква; фрактура; иллюстрация; Тойерданк; Ганс Бургкмайр; Альбрехт Дюрер; Ганс Шойфеляйн, Леонард Бек.

Аннотация

В статье рассмотрены памятники искусства — книги, созданные по заказу императора Максимилиана I Габсбурга: ранние издания поэмы «Тойерданк» (1517, 1519), иллюстрации и образцы верстки романа «Вайскуниг», «Молитвенник» Максимилиана. Выявлены специфические художественные особенности этих памятников и обусловившие их факторы. Для этого исследуемый материал сопоставлен с более ранними памятниками: изданиями И. и Г. Цайнеров, Э. Ратдольта, Б. фон Ункеля, книгами, оформленными А. Дюрером («Книга рыцаря де Ла Тур Ландри, написанная в назидание его дочерям», 1493; «Корабль дураков» С. Брандта, 1494; «Четыре книги любовных элегий соответственно четырем сторонам Германии» К. Цельтиса, 1502). Автор показывает, что в оформлении книг, заказанных императором, отразилось стремление приблизить облик печатного кодекса к эстетике рукописи. Для этих изданий характерен сложный рисунок шрифта, печать на пергаменте, ручная доработка иллюстраций. Вероятно, иллюстрации создавались с учетом раскраски, которая усиливает композиционные нюансы, значимые для понимания сюжета и символического содержания текста. Одновременно в этих памятниках появились особенности эстетики печатной книги. Шрифт, разработанный для книг Максимилиана, — первый вариант печатной фрактуры, использовавшейся в немецких землях в течение нескольких последующих веков. Для разворотов «Тойерданка» характерна широкая рама полей, свободная от маргиналий. Ксилографии обладают характерными особенностями книжной иллюстрации: уплощенностью пространства, согласованностью между собой, соразмерностью с пропорциями шрифта. В сочетании этих средств выразительности проявились основные идеи культурной политики Максимилиана — немецкий патриотизм и утверждение рыцарского идеала.

Биография автора

Людмила Валерьевна Фролова, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, методист

Литература

Bullen G. Introduction. The Adventures and a Portion of the Story of the Praiseworthy, Valiant, and Hight-renowned Hero and Knight, Lord Tewrdannckh. A Reproduction of the Edition Printed at Augsburg, in 1519. London, Wynan and sons Publ., 1884, pp. 1–126.

Chmelarz E. Das ältere Gebetbuch des Kaisers Maximilian I. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses, 1888, vol. 7, pp. 201–206. (in German)

Danilova I. E. Sud'ba kartiny v evropeiskoi zhivopisi (The Fate of the Paintings in European Art). Saint Petersburg, Iskusstvo Publ., 2005. 294 p. (in Russian)

Dodgson С. Some Undescribed States of Theuerdank. The Burlington Magazine for Connoisseurs, 1944, vol. 84, no. 491, pp. 47–49.

Evans M. L. New Light on the “Sforziada” Frontispieces of Giovan Pietro Birago. The British Library Journal, 1987, vol. 13, no. 2, pp. 235–247.

Favorskii V. A. About Graphics as the Basis of Book Art. Iskusstvo knigi (Book Art), 1961, vol. 2, pp. 51–78. (in Russian)

Giehlow K. Die Hieroglyphenkunde des Humanismus in der Allegorie der Renaissance: Besonders der Ehrenpforte Kaisers Maximilian I. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, 1915, vol. 32, pp. 1–232. (in German)

H. P. R. Maximilian’s Triumphal Arch. Bulletin of the Museum of Fine Arts, 1951, vol. 49, no. 278, pp. 95–98.

Istomina N. A. Nemetskii zhivopisnyi portret 1530-kh–1590-kh godov (German Portrait Paintings in the 1530s – 1590s). PhD Thesis. Moscow, 2006. 30 p. (in Russian)

Kaulbach H.-M. Trial Sheets for Maximilian I’s “Weisskunig”. The Burlington Magazine, 1995, vol. 137, no. 1106, pp. 313–314.

Kiseleva L. I. Pis’mo i kniga v Zapadnoi Evrope v srednie veka (Writing and Book in Western Europe in the Middle Ages). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2003. 312 p. (in Russian)

Konashevich V. M. About some Book Design Principles. O sebe i svoem dele. Vospominaniia. Stat’i. Pis’ma: s prilozheniem vospominanii o khudozhnike (About Myself and my Work. Memories. Articles. Letters: with the Application of Memories of the Artist). Moscow, Detskaia literatura Publ., 1968, pp. 217–218. (in Russian)

Kunze H. Maximilianische Buchkunst. Vom Bild im Buch. Leipzig, K.G. Saur Publ., 1988, pp. 64–101. (in German)

Lapin A. I. Ploskost’ i prostranstvo, ili zhizn’ kvadratom (The Plane and the Space, or the Life of the Square). Moscow, L. Gusev Publ., 2005. 144 p. (in Russian)

Leidinger G. Albrecht Dürers und Lukas Cranachs Randzeichnungen zum Gebetbuche Kaiser Maximilians I in der Bayerischen Staatsbibliothek zu München. München, Riehn & Reusch Publ., 1922. 28 p. (in German)

Mikhailova L. V. Hans Schäufelein’s Woodcuts of 1530s from the Point of View of the Book Art. ARS: Issledovaniia nizhegorodskikh iskusstvovedov (ARS. Studies by Art Critics from Nizhny Novgorod), 2013, vol. 2, pp. 133–141. (in Russian)

Nessel’shtraus Ts. G. Albrecht Durer as a Book Illustrator. Iskusstvo knigi (Book Art), 1979, vol. 9, pp. 83–91. (in Russian)

Nessel’shtraus Ts. G. Nemetskaia pervopechatnaia kniga: Dekorirovka i illiustratsii (German Incunabula: Decorating and Illustrations). Saint Petersburg, Aksioma RkhGI Publ., 2000. 272 p. (in Russian)

Petrovskii D. I. Zrimyi glagol 3. Kalligraficheskaia istoriia Rusi i Zapadnoi Evropy. Pis’mo shirokokonechnym perom (Visible Word 3. Calligraphic History of Russia and Western Europe. Writing with a Wide-nib Pen). Saint Petersburg, Khimizdat Publ., 2016. 704 p. (in Russian)

Seidlitz W. V. Die gedruckten illustrierten Gebetbücher des XV. u. XVI. Jahrhunderts I. Jahrbuch der Preußischen Kunstsammlungen, 1884, vol. 5, pp. 128–144. (in German)

Silver L. Marketing Maximilian. The Virtual Ideology of a Holy Roman Emperor. Princeton, Princeton University Press Publ., 2008. 304 p.

Wundsam D. Kunst- und Kulturpolitik unter Kaiser Maximilian I. Dipl. Arb. Salzburg, 1995. 123 l. (in German)

Опубликован
2020-12-11
Раздел
ОТ МАНУСКРИПТА К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ КНИГИ XVI–XVII ВЕКОВ