БАРОЧНЫЙ ПРИЕМ «РОЛЬ-В-РОЛИ» В ДРАМАТУРГИИ СЕРВАНТЕСА КАК ЯВЛЕНИЕ МЕТАТЕАТРАЛЬНОСТИ

  • Ольга Юрьевна Максимова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Сервантес; комедии; барокко; метатеатральность; theatrum mundi; театр-в-театре; роль-в-роли.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению малоизученного и малоизвестного произведения Мигеля де Сервантеса Сааведры — драматургического сборника «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615) с точки зрения метатеатральности. Под этим термином понимается  изображение театра с помощью театральных приемов, то есть его же языком. Особое внимание уделяется рассмотрению барочного видения мира как театра, которое и дало толчок к появлению метатеатральности в испанских пьесах Золотого века. Автор прослеживает отражение философии «мир — театр» на примере таких комедий сборника Сервантеса как «Удалой испанец», «Великая султанша донья Каталина де Овьедо», «Лабиринт любви», «Путаница», «Педро де Урдемалас» и интермедии «Саламанкская пещера» и выделяет приемы, с помощью которых выражена эта философская идея. В частности, рассматривается прием «роль-в-роли» как составляющее приема «театр-в-театре», широко использующегося в эпоху барокко не только в Испании, но и в Англии, где в то же время творит Шекспир. Автор приходит к выводу, что Сервантес осознанно обращается к метатеатральным приемам «театр-в-театре» и «роль-в-роли», чтобы выразить барочную философию “theatrum mundi”, понятную не только высшему, но и низшему сословию, будучи повсеместно принятой аксиомой мира барокко. Тем самым Сервантес выступает как один из родоначальников метатеатральности в мировой драматургии, которая впоследствии получила развитие по всему миру и широко распространилась уже в пьесах ХХ века.

Биография автора

Ольга Юрьевна Максимова, Санкт-Петербургский государственный университет

Магистр филологии, аспирант

Литература

Abel L. Metatheatre: A New View of Dramatic Form. New York, Hill and Wang Publ., 1963. 146 p.

Alcalde Fernández-Loza P. La verdad y la mentira en el teatro de Cervantes: el caso del Laberinto de amor. Actas del VI Congreso de la Asociación Internacional Siglo de Oro. Burgos — La Rioja 15–19 de julio 2002. Madrid, Iberoamericana Publ., 2004, pp.193–199. (in Spanish)

Andres-Suárez I. Las autoreferencias en el teatro español del Siglo de Oro. El teatro dentro del teatro: Cervantes, Lope, Tirso y Calderón. Madrid, Verbum Publ., 1997, pp. 11–29. (in Spanish)

Casalduero J. Sentido y forma del teatro de Cervantes. Madrid, Gredos Publ., 1966. 288 p. (in Spanish)

Cervantes M. Vosem' komedii i vosem' intermedii (Eight Comedies and Eight Interludes). Saint Petersburg, Science Publ., 2011. 1260 p. (in Russian)

Cubero C. En torna a La entretenida de Cervantes. El teatro dentro del teatro y el teatro sobre el teatro. El teatro dentro del teatro: Cervantes, Lope, Tirso y Calderón. Madrid, Verbum Publ., 1997, pp. 59–72. (in Spanish)

García Aguilar I. El teatro de Miguel de Cervantes. Madrid, Visor Libros Publ., 2016. 140 p. (in Spanish)

González Maestro J. Calipso eclipsada. El teatro de Cervantes más allá del siglo de Oro. Madrid, Verbum Publ., 2013. 316 p. (in Spanish)

González Maestro J. La escena imaginaria. Poética del teatro de Miguel de Cervantes. Madrid, Iberoamericana Publ., 2000. 382 p. (in Spanish)

Hornby R. Drama, Metadrama and Perception. Lewisburg, Bucknell University Press Publ., 1986. 189 p.

López de Abiada J. M. Hacia Cervantes: De formas, contraformas y juegos de espejos en el teatro. El teatro dentro del teatro: Cervantes, Lope, Tirso y Calderón. Madrid, Verbum Publ., 1997, pp. 31–47. (in Spanish)

Piqueras Flores M. Música, baile, metateatro y honra femenina en La entretenida de Cervantes. Anagnórisis: revista de investigación teatral, 2014, no. 10, pp. 6–15. (in Spanish)

Siliunas V. Iu. Ispanskii teatr XVI–XVII vekov. Ot istokov do vershin (Spanish Theater of the 16th–17th Centuries. From Sources to Tops). Moscow, RIK Culture Publ., 1995. 282 p. (in Russian)

Siliunas V. Iu. Teatr Zolotogo veka (The Theater of the Golden Age). Moscow, Russain State University for the Humanities Publ., 2012. 296 p. (in Russian)

Опубликован
2018-12-25