ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ И «БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА» НОЯ ТРОЦКОГО

  • Мария Леонидовна Макогонова Музей архитектурно-художественной керамики «Керамарх»
Ключевые слова: Джованни Баттиста Пиранези; офорты Пиранези; пиранезианство; Ной Троцкий; архитектурная графика; советская архитектура; архитектурные конкурсы; архитектурная фантазия; «бумажная архитектура»; неоклассицизм.

Аннотация

Статья посвящена анализу пиранезианских мотивов в творчестве выдающегося ленинградского архитектора Н. А. Троцкого (1895–1940), автора десятков зданий и сооружений, ставших классикой советского зодчества, оригинального и сильного рисовальщика, блестящего мастера архитектурного эскиза. Его творческое наследие включает многочисленные конкурсные проекты, а также эффектно исполненные архитектурные рисунки и пейзажи, дополнявшие традиционные планы, фасады и разрезы. Нередко эта графика превращалась в самостоятельные художественные произведения. Свою профессиональную деятельность Троцкий начал в первые послереволюционные годы, когда реальное строительство в Петрограде замерло, но проходили различные архитектурные конкурсы и велось концептуальное проектирование. Это была эпоха так называемой «бумажной архитектуры», в которой нашли отражение представления различных течений и отдельных мастеров о направленности и задачах зодчества в условиях нового времени. В этот период формировались те особенности творческого почерка молодого архитектора, которые он развивал в течение всей жизни, формировалось его творческое кредо, основанное на идее преемственности в архитектуре. Троцкий никогда, даже в своих проектах конструктивистского периода, не отвергал классику, но относился к ней как к материалу для переосмысления и дальнейшей творческой работы. На протяжении всего своего творческого пути архитектор обращался к образам, художественным приемам и композиционным решениям, созданным великим мастером архитектурного офорта итальянцем Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), который прославился видами Рима, пейзажами с руинами и архитектурными фантазиями, оказавшими огромное влияние на формирование неоклассических течений в европейской и, в том числе, русской и советской архитектуре.

Биография автора

Мария Леонидовна Макогонова, Музей архитектурно-художественной керамики «Керамарх»

куратор

Литература

Allen S. Piranesi’s Campo Marzio: An Experimental Design’. Assemblage, 1989, no. 10, pp. 70– 109.

Barkhin A. D. The Images of Rome and Petersburg in Russian Neoclassical Architecture in the 1930s. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii (Architecture and Modern Information Technologies (AMIT)), 2011, no. 1. Available at: http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/barkhin/barkhin.pdf (accessed: 01.04.2020) (in Russian)

Ippolitov A. V.; Korshunova M. F.; Uspenskii M. F. Dvortsy, ruiny i temnitsy: Dzhovanni Battista Piranezi i ital'yanskie arkhitekturnye fantazii 18 veka (Palaces, Ruins and Dungeons: Giovanni Battista Piranesi and Italian Architectural Fantasies of the 18th Century). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2011. 399 p. (in Russian)

Eyzenshtein S. M. Izbrannye proizvedeniia (Selected Works). Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. Vol. 3. 670 p. (in Russian)

Wilton-Ely J. (introd.). Giovanni Battista Piranesi. Observations on the Letter of Monsieur Mariette. Los Angeles, CA, Getty Research Institute Publ., 2002. 176 p.

Il'in L. A. Masters of Soviet architecture. N. A. Trotsky. Arkhitektura SSSR (Architecture of the USSR), 1941, no. 2, pp. 23–33. (in Russian)

Iz istorii sovetskoi arkhitektury. 1917–1925. Dokumenty i materialy (From the History of Soviet Architecture. 1917–1925. Documents and Drawings). Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1963. 211 p. (in Russian)

Khazanova V. F. Arkhitektura pervykh let Oktiabria (The Architecture of the First Years of the October). Moscow, Nauka Publ., 1970. 214 p. (in Russian)

Kirikov B. M. Modernized Neoclassicism in Leningrad. Italian and German Parallels. Kapitel, 2010, no. 1, pp. 96–103. (in Russian)

Kirikova L. A. On the History of Architectural Competitions in Petrograd. Trudy Gosudarstvennogo muzeia istorii Sankt-Peterburga (Works of the Museum of the History of Saint Petersburg). Vol. 20. Saint Petersburg, the Museum of the History of Saint Petersburg Publ., 2010, pp.61–72. (in Russian)

Leningradskii dom Sovetov. Arkhitekturnyye konkursy 1930-h godov (Leningrad House of Soviets. Architectural Competitions in the 1930s). Saint Petersburg, the Museum of the History of Saint Petersburg Publ., 2006. 108 p. (in Russian)

Lisovskii V. G. Academic Architectural School. The Problem of Stylistic Self-identification. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta (Vestnik of Saint Petersburg University), Arts, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 145–179. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.108 (in Russian)

Lisovskii V. G. Ivan Fomin i metamorfozy russkoi neoklassiki (Ivan Fomin and Metamorphoses of Russian Neoclassicism). Saint Petersburg, Kolo Publ., 2008. 487 p. (in Russian)

Muratov P. P. Obrazy Italii (Images of Italy). Moscow, Respublika Publ., 1994. 592 p. (in Russian)

Lawrence S. ; Wilton-Ely J. (eds.). Piranesi as Designer. New York, Abrams Publ., 2007. 359 p.

Makhogonova M. L. (ed.). Arkhitektor Noy Abramovich Trotskii. 1895–1940. Grafika i dokumenty (Architect Noah Abramovich Trotsky. 1895–1940. Drawings and Documents). Saint Petersburg, the Museum of the History of Saint Petersburg Publ., 2005. 108 p. (in Russian)

Sidorov A. A. Piranesi as an Architectural Theorist. Arkhitektura SSSR (Architecture of the USSR), 1934, no. 8, pp.70–75. (in Russian)

Stoppani T. Critical Lines: Piranesi’s Erasures. Mobility of the Line: Art, Architecture, Design. Basel, Birkhäuser Verlag GmbH Publ., 2013, pp. 234–246.

Suzdaleva T. E. N. A. Trotsky. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991. 188 p. (in Russian)

Tafuri M. The Sphere and Labyrinth — Avant-gardes and Architecture from Piranesi to the 1970’s. Cambridge, Mass. and London, MIT Press Publ., 1978. 382 p.

Trotsky N. A. Work Report. Arkhitektura SSSR (Architecture of the USSR), 1935, no. 4, pp. 59– 63. (in Russian)

Wilton-Ely J. The Mind and Art of Giovanni Battista Piranesi. London, Thames & Hudson Publ., 1978. 304 p.

Опубликован
2020-11-05
Раздел
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XVIII–XX ВВ.