ВЛИЯНИЕ «РУССКИХ СЕЗОНОВ» И «РУССКИХ БАЛЕТОВ» ДЯГИЛЕВА НА МИРОВОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА И РАЗВИТИЕ СТИЛЯ АР ДЕКО

  • Надежда Викторовна Филичева Университет ИТМО
Ключевые слова: Дягилев; объединение «Мир искусства»; мирискусники; «Русские сезоны»; «Русские балеты»; синтез; авангард; стиль Ар Деко; культура и цивилизация XXI в.

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния творчества и личности С. П. Дягилева на русскую, европейскую и мировую культуру ХХ–XXI вв. Анализируется деятельность С. П. Дягилева и мирискусников, которые шли в авангарде творческих исканий своего времени, выступали за обновление русской культуры, сформировали новое отношение к такому феномену, как Художник в ключевых аспектах его «самоидентификации» и осмысления предназначения искусства — быть «искусством для искусства» или «искусством для жизни». Эта культура может стать полезной и в XXI в., формируя целостное мировоззрение, преодолевающее фрагментарность, дробность и клиповость. С. П. Дягилев был создателем новой эпохи в искусстве первой трети ХХ в. «Русские сезоны» (Les  Saisons Russes, с 1906 г.), затем «Русские балеты» (Les Ballets Russes, с 1911 г.) Дягилева стали центром притяжения разнообразных художественных интересов, лабораторией последовательного поиска форм и методов в разных областях искусства, дерзких идей и проектов, объединившихся в модернистский синтез, и оказали значительное влияние на искусство ХХ в. и становление стиля Ар Деко. С. П. Дягилев стал одним из ярких представителей таких профессий, как антрепренер, импресарио. Он и его единомышленники сказали новое слово в искусстве книжного оформления и издании журналов, художественной критики и экспозиционно-выставочной деятельности, открыли Европе неизвестную Россию, показав миру уникальное пространство отечественной культуры — русскую живопись, музыку, оперу, балет, новую сценографию и  хореографию. Рассматриваются основы и изменения в русском и европейском искусстве эпохи модернизма,  которые не потеряли своей актуальности и сегодня для духовно-эстетического мира современного человека техногенной цивилизации XXI в. Они помогают понять и войти не только в мир высокого искусства, но и в мир новой цивилизации.

Биография автора

Надежда Викторовна Филичева, Университет ИТМО

доктор философских наук, профессор

Литература

Azizian I. A. Dialog iskusstv 20 veka: Ocherki vzaimodeistviia iskusstv v kul'ture (Dialogue of the 20th Century Art: Essays on the Interaction of Arts in Culture). Moscow, LKI Publ., 2008. 592 p. (in Russian)

Benua A. N. Moi vospominaniia (My Memories). In 5 books. Books 4, 5. Moscow, Nauka Publ., 1990. 743 p. (in Russian)

Bochkareva O. V. The Problem of the East – West Dialogue in S. P. Diaghilev’s Enterprise. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin), 2018, no. 3. Available at: https://orcid.org/0000000336168545 (accessed: 26.03.2018). (in Russian)

Bychkova L. S. The World of Art in the Art World. Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda (Aesthetics: Yesterday. Today. Ever), 2006, issue 2, pp. 122–142. (in Russian)

Catalogue. Exposition de l’art russe. Paris, Moreau frères Publ., 1906. 140 p. (in French)

Elegantnost' i roskosh' Ar Deko. Institut kostiuma Kioto, iuvelirnye doma Cartier i Van Cleef & Arpels (Elegance and Luxury of Art Deco. The Costume Institute of Kyoto, the Jewelry House Cartier and Van Cleef & Arpels). Moscow, Muzeums of Moscow Kremlin Publ., 2016. 366 p. (in Russian)

Filicheva N. V. Transformatsiia khudozhestvennoi obraznosti v kul'ture modernizma (Transformation of Artistic Imagery in Modernist Culture). Saint Petersburg, Taro Publ., 2011. 310 p. (in Russian)

Iliukhina E. Mikhail Larionov i Sergey Diagilev (Mikhail Larionov and Sergey Diaghilev). Available at: https://arzamas.academy/materials/1649 (accessed: 17.04.2020) (in Russian)

Krasovskaia V. M. Russkii baletnyi teatr nachala 20 veka (Russian Ballet Theater in Early 20th Century). Parts 1 and 2. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1971. (in Russian)

Levaia T. N. Dvadtsatyi vek v zerkale russkoi muzyki (The 20th Century in the Mirror of Russian Music). Saint Petersburg, N. I. Novikov Publ.; Galina skripsit Publ., 2017. 423 p. (in Russian)

Lifar S. Diagilev i s Diagilevym (Diaghilev and with Diaghilev). Moscow, VAGRIUS Publ., 2005. 528 p. (in Russian)

Mel'nik N. D. S. P. Diaghilev — Editor of “Yearbook of the Imperial Theaters”. Teoriia i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naia sfera, tekhnologii (Theory and Practice of Service: Economics, Social Sphere, Technologies), 2013, no. 2 (16), pp. 153–159. (in Russian)

Petrov V. N. “Mir iskusstva” (The World of Art). Moscow, Izobrazitel'noe Publ., 1975. 246 p. (in Russian)

Pozharskaia M. N. Russkie sezony v Parizhe. Eskizy dekoratsii i kostiumov. 1908–1929 (Russian Seasons in Paris. Sketches of Decorations and Costumes. 1908–1929). Moscow, Iskusstvo Publ., 1988. 291 p. (in Russian)

Pulenk F. Ia i moi druz'ia (I and my Friends). Leningrad, Muzyka Publ., 1977. 157 p. (in Russian)

Skliarevskaia I. Diagilev. Nachalo (Diaghilev. Beginning). Available at: http://classicmus.ru/SPbDyagilev.html (accessed: 29.03.2020) (in Russian)

Sloeva M. Diaghilev as Reference Producer. Teatr (Theatre), 2017, no. 31. Available at: http://oteatre.info/dyagilev-kak-etalonnyj-prodyuser/ (accessed 29.03.2020). (in Russian)

Zil'bershtein I. S.; Samkov V. A. Sergei Diagilev i Russkoe iskusstvo: stat'i, otkrytye pis'ma, interv'iu, perepiska, sovremenniki o Diagileve (Sergey Diaghilev and Russian Art: Articles, Open Letters, Interviews, Correspondence, Contemporaries about Diaghilev). In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1982. 493 p. (in Russian)

Zinov’ev O. Sergey Diagilev: velikii impresario (Sergey Diaghilev: Great Impresario). Available at: https://www.culture.ru/materials/184017/sergeidyagilevvelikiiimpresario (accessed: 12.04.2020) (in Russian)

Опубликован
2020-11-05
Раздел
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XVIII–XX ВВ.