ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XIX ВЕКА

  • Борис Михайлович Кириков Центральный научно-исследовательский и проектный институт, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
Ключевые слова: Русский стиль; национальное возрождение; храм Воскресения Христова; архитектор А. А. Парланд.

Аннотация

Храм Воскресения Христова (1883–1907) занимает ключевое место в эволюции русского стиля. Это стилевое направление эпохи историцизма (эклектики) было основано на использовании приемов и форм древнерусского зодчества и народного искусства. Русский стиль служил воплощением национальной самобытности и противопоставлялся общеевропейским стилям. На первой стадии историцизма (1830–1860-е) лидерами этого направления выступали К. А. Тон и А. М. Горностаев, по-разному интерпретировавшие традиции зодчества XVI–XVII вв. Следом получил распространение византийский стиль, который также был широко востребован в строительстве православных церквей. Переломный момент в развитии национальных исканий связан с проектированием храма Воскресения Христова на месте, где 1 марта 1881 г. террористами был смертельно ранен император Александр II (отсюда — обиходное название церкви: Спас на Крови). Александр III отверг проекты в византийском стиле и пожелал, чтобы храм-мемориал был построен «в чисто русском вкусе XVII столетия». Воле императора соответствовала позиция группы архитекторов, полагавших, что русское зодчество достигло полной самобытности именно в то время, но его расцвет был прерван реформами Петра I. Адептом этой концепции стал автор проекта и строитель храма А. А. Парланд. Он считал возможным «естественное продолжение» национальных традиций архитектуры XVII в. в современных условиях. Прототипами пятиглавого сооружения с колокольней и его насыщенной декоративной отделки Парланд избрал памятники Москвы и Ярославля, воспроизведя прообразы в характерной для метода эклектики трактовке. В создании уникального по масштабам мозаичного убранства храма принимали участие В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. В произведении Парланда последовательно реализована идея национального возрождения. Храм Воскресения Христова уже в процессе его строительства оказал значительное влияние на общий характер русского стиля конца XIX в.

Биография автора

Борис Михайлович Кириков, Центральный научно-исследовательский и проектный институт, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства

искусствовед, ведущий научный сотрудник

Литература

Collection of the Сompetitive Projects of the Cathedral at the Place of Attempt at Life of Emperor Alexandre II. Zodchii (Architect), 1884. 120 p. (in Russian)

Isachenko V. G. (ed.). Zodchie Sankt-Peterburga. 19 — nachalo 20 veka (The Architects of Saint Petersburg. The 19th — Early 20th Century). Saint Petersburg, Lenizdat Publ., 1998. 1070 p. (in Russian)

Kirichenko E. I. Russkii stil' (Russian Style). Moscow, Galart Publ., 1997. 430 p. (in Russian)

Kirikov B. M. The Cathedral of the Resurrection of Christ (To the History of “Russian style” in Saint Petersburg). Nevskii arhiv (Nevsky Archive). Moscow; Saint Petersburg, Atenium-Fenix Publ., 1993, pp. 204–245. (in Russian)

Lisovskii V. G. Natsional'nyi stil' v arhitekture Rossii (National Style in the Architecture of Russia). Moscow, Sovpadenie Publ., 2000. 414 p. (in Russian)

Parland A. Khram Voskreseniia Khristova, sooruzhennyi na meste smertel'nogo poraneniia v Boze pochivshego Imperatora Aleksandra II na Ekaterininskom kanale v S.-Peterburge (The Cathedral of the Resurrection of Christ Built at the Place Where the Fatally Wounded Emperor Alexander II Fell Asleep in the Lord at the Catherine Chanel in Saint Petersburg). Saint Petersburg, Komisiia po sooruzheniiu Khrama Publ., 1907. 43 p. (in Russian)

Petrov A. N. et al. Pamiatniki arhitektury Leningrada (The Monuments of the Architecture of Leningrad). Leningrad, Stroiizdat Publ., 1975. 575 p. (in Russian)

Rostislavov A. The Renaissance of Russian Church’ Architecture. Apollon (Apollo), 1910, no. 9, pp. 20–30. (in Russian)

Sultanov N. Opisanie novoi pridvornoi tserkvi Sviatykh Petra i Pavla, chto v Novom Petergofe (Description of a New Courtier Church of St. Peter and St. Pavel, that is in New Peterhof). Saint Petersburg, tip. t-va “Obshhestv. pol'za” Publ., 1905. 48 p. (in Russian)

Trubinov Iu. V. Khram Voskreseniia Hristova (Spas-na-Krovi) (The Cathedral of the Resurrection of Christ (Saviour on Spilled Blood). Saint Petersburg, Beloe i chernoe Publ., 1997. 160 p. (in Russian)

Опубликован
2020-11-05
Раздел
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XVIII–XX ВВ.