ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТОНИО РОССЕТТИ И ТОММАЗО СОЛАРИ НА СЮЖЕТ РОМАНА ВИКТОРА ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» В СОБРАНИИ ЭРМИТАЖА
Аннотация
В статье на основании новых архивных документов и дневников XIX в. воссоздается история приобретения членами семьи Николая I трех скульптурных групп, созданных итальянскими скульпторами Антонио Россетти и Томмазо Солари на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Впервые рассматриваются причины, побудившие к приобретению именно этих скульптур, а также подробно прослеживается судьба скульптур до поступления их в собрание Эрмитажа. В 1852 г. во время путешествия по Италии великий князь Николай Николаевич приобрел в Риме скульптурную группу «Эсмеральда с козочкой Джали» у А. Россетти. Пять лет спустя аналогичная скульптура Россетти была куплена для коллекции императрицы Александры Федоровны, а в апреле 1859 г. великий князь Константин Николаевич приобрел в Неаполе мраморную группу на тот же сюжет у скульптора Т. Солари. Роман В. Гюго на рубеже 1840-х – 1850-х гг. пользовался большой популярностью в Петербурге. Пьесы с историей Эсмеральды с большим успехом шли в петербургских театрах, как на драматических, так и на музыкальных сценах. Популярный сюжет привлек внимание также скульпторов. После Октябрьской революции группы из собрания Александры Федоровны и Константина Николаевича поступили в Эрмитаж. Следы же произведения из собрания Николая Николаевича после Великой Отечественной войны теряются.
Литература
Alekseev M. P. Victor Hugo and His Russian Acquaintances. Meetings. Letters. Memories. Literaturnoe nasledstvo (Literary Inheritance), 1937, vol. 31–32, pp. 777–932. (in Russian)
Andreeva V. I.; Gerasimov V. V. Mikhailovskaia dacha. Dvorzovo-parkovyi ansambl’ (Mikhailovsky Cottage. The Palace and Park Ensemble). Saint Petersburg, PALAZZO Publ., 2013. 208 p. (in Russian)
Eggers F. und K. Christian Daniel Rauch. Bd. 3. Berlin, 1886. (in German)
Inventar’ Mihailovskoi dachi (Inventory of Mikhailovskaia Cottage). 1894 (in Russian)
La gloire de Victor Hugo. Galeries nationales du Grand Palais. Paris, Réunion des musées nationaux Publ., 1985. 816 p. (in French)
Les années romantiques. La peinture française de 1815 à 1850. Paris, Réunion des musées nationaux Publ., 1995. 499 p. (in French)
Panzetta A. Dizionario degli Scultori italiani dell’Ottocento e del primo Novecento. Vol. 1. Umberto allemandi & C Publ., 1994. 311 p. (in Italian)
Professor Josef von Kopf. Lebenserinnerungen eines Bildhauers. Stuttgart und Leipzig, 1899. (in German)
Reka vremen. Trudy. Tvoreniia. Khudozestva. Razdel: Pis’ma russkikh khudozhnikov 1840-e – 1850-e gody (The River of Times. Proceedings. Creations. The Arts. Section: Letters of Russian Artists 1840s – 1850s). Book 3. Moscow, Ellis Lak Publ., 1995. 266 p. (in Russian)
Rodina T. Varvara Nikolaevna Asenkova. 1817–1841. Moscow, Iskusstvo Publ., 1952. 58 p. (in Russian)
“Sozdaniia ruki, reztsom vooruzennoi…”. Skulptura v ubranstve peterburgskikh dvortsov 19 veka (“Creations of a Hand, with an Incisor Armed ...”. Sculpture in the Decoration of the Petersburg Palaces of the 19th Century). Exhibition catalog. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2016. 208 p. (in Russian)
Varshavskii S. P.; Rest Iu. I. Podvig Ermitaga (The Feat of the Hermitage). Leningrad, Avrora Publ., 1987. 304 p. (in Russian)
Wolf A. I. Khronika peterburgskikh teatrov s kontsa 1826 do nachala 1855 godov. Chast’ 1-2. (Chronicle of Saint Petersburg Theaters from the End of 1826 to the Beginning of 1855. Part 1-2) Saint Petersburg, Golike Publ., 1877. 190 p. (in Russian)
Zakharova L. G.; Tiutiunnik L. I. (ed.). 1857–1861: Perepiska Imperatora Aleksandra II s Velikim kniasem Konstantinom Nikolaevichem. Dnevnik Velikogo kniasia Konstantina Nikolaevicha (Correspondence of Emperor Alexander II with Grand Duke Konstantine Nikolaievich. Diary of Grand Duke Konstantine Nikolaievich). Moscow, Terra Publ., 1994. 384 p. (in Russian)
Zherikhina E. I.; Talaia M. G. (ed.). Puteshestvie velikogo kniazia Nikolaia Nikolaevicha po Italii v 1852 godu (Travel of the Grand Duke Nikolai Nikolaievich in Italy in 1852). Moscow, Indrik Publ., 2017. 192 p. (in Russian)