МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР С РОСПИСЬЮ ПО ГРАВЮРАМ Я. ХОФНАГЕЛЯ: ПАНТЕИЗМ XVI ВЕКА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА XVIII СТОЛЕТИЯ

  • Лидия Владимировна Ляхова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: фарфор; Мейсенская фарфоровая мануфактура; Якоб Хофнагель; Йорис (Георгиус) Хофнагель; пантеизм; фарфоровый кабинет; кабинет натуралий; маркграфиня Баден-Дурлахская Каролина Луиза; шинуазри; барокко; Просвещение.

Аннотация

В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся два предмета из фарфорового чайного сервиза производства Мейсенской мануфактуры около 1740 г. (ранее не публиковались) с росписью насекомых и моллюсков по гравюрам Якоба Хофнагеля. Эта серия гравюр под названием «Прообразы…», в свою очередь, была выполнена по рисункам Йориса (Георгиуса) Хофнагеля, отца гравера, имевшего титул придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II. Цель статьи: во-первых, привести свидетельства того, что аллегорический смысл изображений, выполненных в XVI в., оставался понятным и в XVIII столетии, во-вторых, показать, как пантеизм XVI века благодаря новому средству презентации — фарфору — оказался включенным в рамки культурного дискурса эпохи Просвещения. Фарфоровые изделия вызывали два рода ассоциаций: росписи отсылали к интеллектуальному замыслу графических источников, а сам материал, секрет рецептуры которого был открыт в Саксонии в 1709 г. — к триумфу европейской научной мысли своего времени. Вполне логично, что фарфоровые сервизы, подобные эрмитажному, демонстрировались не в так называемых фарфоровых кабинетах, а в «кабинетах натуралий», как например, в замке Каролины Луизы, маркграфини Баден-Дурлахской в Карлсруэ. Еще один аспект исследования мотивирован тем, что фарфор обладал собственным потенциалом художественной эволюции. Ряд «прообразов» Й. Хофнагеля, в том числе с наиболее акцентированным аллегорическим значением (например, жук-олень, символизирующий Христа), со временем «материализовались» в виде натуралистически трактованных насекомых. Примером может служить мейсенская фарфоровая пластика из эрмитажного собрания. В то же время жук-олень  появляется в фантазийной росписи в стиле шинуазри, где два китайца с интересом наблюдают за невиданным насекомым. Можно сделать вывод о том, что «Прообразы Хофнагеля» стали одним из элементов культурного универсума эпохи позднего барокко и Просвещения, в рамках которого наука стремилась как к всеобщности смысла, так и к многообразию его воплощений, сближаясь с театральной игрой.

Биография автора

Лидия Владимировна Ляхова, Государственный Эрмитаж

искусствовед, старший научный сотрудник

Литература

Bodinek C. Rafinesse im Akkord: Meissener Porzellanmalerei und Ihre Grafishen Vorlagen. 2 Bde. Petersberg, Imhof Verlag Publ., 2018. 768 p. (in German)

Bonhams. Fine European Ceramics. New Bond Street, London. 2 July 2019. 125 p.

Butler К. S. Meisenskaia farforovaia plastika 18 veka v sobranii Ermitazha. Katalog (Meissen Porcelain Figures of the 18th Century in the Hermitage Collection. Catalogue). Leningrad, The State Hermitage Museum Publ., 1977. 191 p. (in Russian)

Cassidy-Geiger M. Graphic Sources for Meissen Porcelain: Origins of the Print Collection in the Meissen Archives. Metropolitan Museum Journal, 1996, vol. 31, pp. 99–126.

Derrida J. Of Grammotology. Baltimore, John Hopkins University Press Publ., 1998. 360 p.

Ducret S. Keramik und Graphik des 18. Jahrhunderts. Vorlagen für Maler und Modelleure. Braunschweig, Klinkhardt und Biermann Publ., 1973. 297 p. (in German)

Kazakevich N. I. Zahadnoevropeiskii farfor v Ermitage. Istoriia sobraniia (Western European Porcelain at the Hermitage. History of the Collection). Saint Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2003. 378 p. (in Russian)

Kuhn S. “This Entire Lofty Endeavour”: A Princely Porcelain Cabinet in the Age of Reason. Available at: https://www.haughton.com/videos/#taste-passion-patronage (accessed: 01.06.2020)

Lehner-Jobst C. Barocker Luxus Porzellan: de Manufacturen Du Paquier in Wien und Carlo Ginori in Florenz. New York and London, Prestel Publ., 2005. 493 p. (in German)

Liackhova L.V. Mir Zapada i Mif Vostoka. Zapad i Vostok v tematike rannego Meisenskogo farfora (The World of the Occident and the Myth of the Orient: Western and Eastern Subjects in Early Meissen Porcelain). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2007. 160 p. (in Russian)

Pietsch U. Early Meissen Porcelain. A Private Collection. Museum für Kunst und Kulturgeschichte der Stadt Lübeck St. Annen-Museum. Katalog. Lübeck, Drägerdruk Lübeck Publ., 1993. 126 p.

Reitsma E. Maria Sybilla Merian & Daughters. Women of Art and Science. Zwolle, Waanders Publ., 2008. 264 p.

Röbbig G. Cabinet Pieces. The Meissen Porcelain Birds of Johann Joachim Kändler.1706–1775. Munich, Hirmer Verlag Publ., 2008. 246 p.

Rückert R. Biographishe Daten der Meissener Manufakturisten des 18. Jahrhunderts. München, Bayerishes Nationalmuseum Publ., 1990. 287 p. (in German)

Vignau-Wilberg T. Archetypa studiaque patris Georgii Hoefnagelii. 1592. Natur, Dichtung und Wissenschaft in der Kunst um 1600. München, Staatlische Graphische Sammlung München Publ., 1994. 212 p. (in German)

Vignau-Wilberg T. Joris and Jacob Hoefnagel: Art and Science around 1600. Berlin, Hatje Cantz Publ., 2017. 544 p.

Zvezdina J. N. Emblematika v mire starinnogo natiurmorta. K probleme prochteniia simvola (Emblem in the World of Ancient Still Life. Problem of Reading the Symbol). Moscow, Nauka Publ., 1977. 155 p. (in Russian)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И НОВОГО ВРЕМЕНИ