ИСПАНСКИЙ РЕТАБЛО И СКУЛЬПТУРА «МЕРТВОГО ХРИСТА»
Аннотация
Статья посвящена изучению статуй мёртвого Христа, включенных в композицию испанских ретабло. Впервые скульптуры данной иконографии рассмотрены в контексте ансамблей ретабло, а не в контексте творческого наследия конкретных мастеров или евхаристической темы в отдельных произведениях разных видов искусства. Изображения мёртвого Христа включались в композиции испанских ретабло в виде картин или рельефов в XIV–XVI вв., чаще всего в центр пределлы, в качестве иллюстрации евхаристического таинства. В ряде случаев такие фигуры украшали дарохранительницы, встроенные в ретабло. Статуи мёртвого Христа создавались как портативные произведения искусства, процессионные скульптуры (pasos), участвовавшие в шествиях Страстной недели и праздника Тела Христова. Когда процессии не проводились (то есть бóльшую часть литургического года), такие скульптуры могли помещаться в ретабло. Такое решение не только не противоречило традиции изображения мёртвого Христа в заалтарных комплексах, но даже развивало ее. Ретабло со статуями мёртвого Христа в большинстве случаев посвящены Страстному циклу, символически отражающему Евхаристию. Композиции могут быть лаконичными (двухфигурными, включающими в себя только статуи Христа и Скорбящей Богоматери) или развёрнутыми (содержащими несколько рельефных или живописных сюжетных сцен). Некоторые статуи мёртвого Христа являются также дарохранительницами: ниша для гостии обычно находится в груди фигуры. Включение таких статуй-дарохранительниц в ретабло показывает соединение евхаристической символики ретабло (в который ранее помещались дарохранительницы различного вида) и традиции реликвариев (поскольку гостия как Тело Христово является единственной возможной заменой мощей Христа).
Литература
Benítez Blanco V. Tres maestros escultores en la Catedral de Segovia: Juan De Juni, Gregorio Fernández y Manuel Pereira. El mundo de las catedrales (España e Hispanoamérica), San Lorenzo del Escorial, 2019, pp. 553–572. (in Spanish)
Camps i Sòria J. Wooden Sculpture in Romanesque Iberian Peninsula: a Wide and Attractive Panorama. Lines of research. Medievalista Online, 2019, vol. 26, pp.1–42.
Ceballos A. R. G. de. El retablo barroco en Salamanca: materiales, formas, tipologías. IMAFRONTE, 1987-88-89, vol. 3-4-5, pp.225–258. (in Spanish)
Cerdа Garriga M. Las imágenes de María en el gótico mallorquín. Tipologías y variantes iconográficas. Eikon (Imago) 3, 2013, vol.1, pp.147–188. (in Spanish)
Cerdа Garriga M. Los Inicios de la escultura ligera en Mallorca (Siglos XV y XVI). Documentos, Obras Y Talleres. Abside. Rivista di storia dell’arte, 2019, vol.1, pp. 17–46. (in Spanish)
Colón Mendoza I. The Cristos yacentes of Gregorio Fernández: Polychrome Sculptures of the Supine Christ in Seventeenth-Century Spain. Farnham, Ashgate Publ., 2018. 210 p.
Fernández Gracia R. El retablo barroco en Navarra. Pamplona, Universidad de Navarra, Departamento de Historia del Arte, 2002. 754 p. (in Spanish)
Fernández Mateos R.; Pérez Martín S. De la Cruz al Sepulcro. Yacentes medievales en Zamora. Cristus Yacens, 2013, vol. 8, pp.12–19. (in Spanish)
Fernández Paradas A. Escultura barroca española. Las historias de la escultura barroca española. Vol. 3. Antequera, Málaga, ExLibric Publ., 2016. 534 p. (in Spanish)
Fernández-Muñoz P.-M. Iconología e iconografía de Cristo Yacente. Origen y evolución. Religiosidad popular: Cofradías de penitencia, San Lorenzo del Escorial, 2017, pp. 893–918. (in Spanish)
Gómez-Moreno M. Gregorio Fernández. Madrid, Instituto Diego Velazquez Publ., 1953. 39 p. (in Spanish)
Gregorio Fernandez y la Semana Santa en Valladolid. Catálogo de la exposición. Madrid, Sever-Cuesta, Prado Publ., 1986. 99 p. (in Spanish)
Juárez F. J. Escultor Gregorio Fernández. Valladolid, Cofrade especiales Publ., 2008. 41 p. (in Spanish)
Martín González J. J. El Retablo barroco en España. Madrid, Alpuerto Publ., 1993. 230 p. (in Spanish)
Martín González J. J. Juan de Juni: vida y obra. Madrid, Instituto Diego Velazquez Publ., 1974. 394 p. (in Spanish)
Martín González J. J. Sagrario y manifestador en el retablo barroco español. IMAFRONTE, Murcia, Secretarido de publicaciones e intercambio científico, Universidad de Murcia, 1998, vol. 12, pp. 25–50. (in Spanish)
Pons Cortès A.; Molina Bergas F. Reformas y pervivencias Medievales en la Capilla Real de la Seu de Mallorca. El caso del retablo gótico del Altar Mayor (S. 15–20). Porticvm. Revista D’estudis Medievals, 2012, vol. 3, pp.72–100. (in Spanish)
Prikladova M. A. The Images of Holy Week in Spanish Sculpture of the Seventeenth century. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta (Vestnik of Saint Petersburg University). Series 2: History, 2013, issue 1, pp. 113–118. (in Russian)
Prokhortsova M. M. Eucharist Theme in the Spanish Reredos. Manuskript (Manuscript), 2018, vol.12, issue 1, pp.166–174. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.35. (in Russian)
Sáez González M. La Inmaculada y El Cristo Yacente de Gregorio Fernández de Monforte de Lemos. Boletín del Museo Nacional de Escultura, 2006, vol. 3, pp. 37–42. (in Spanish)
Siliunas V. Iu. Stil' zhizni i stili iskusstva. Ispanskii teatr man’erizma i barokko (Life Style and Art Styles. Mannerist and Baroque Theatre in Spain). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2000. 466 p. (in Russian)
Trens M. La Eucaristía en el arte español. Barcelona, Ayma S.L. Publ., 1952. 333 p. (in Spanish)
Urrea Fernández J. A proposito de los Yacentes de Gregorio Fernandez. Boletín del Seminario de Arte y Arqueología, 1972, vol. 38, pp.543–546. (in Spanish)