ИКОНОГРАФИЯ КАРТИНЫ ЭЛЬ ГРЕКО «АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ» ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

  • Святослав Константинович Савватеев Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Эль Греко; апостол Павел; апостол Пётр; апостолы Павел и Пётр; христианская иконография; автопортрет; Государственный Эрмитаж.

Аннотация

В статье рассматривается иконография картины Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» из собрания Государственного Эрмитажа. Автор ставит своей целью показать, во-первых, неправомерность иногда встречающихся высказываний, что сюжетом картины является обсуждение апостолами конфликтных аспектов христианской доктрины в контексте проблем Контрреформации, и, во-вторых, необоснованность мнения, что образ апостола Павла — это автопортрет художника. На примерах автор статьи доказывает, что традиция парного изображения апостолов Петра и Павла возникла в эпоху раннего христианства и имела очень широкое распространение. Она сохранялась в живописи на протяжении всего средневековья, вплоть до XVI в., а в поствизантийской иконописи до XVII в. Широкая известность данной темы имела результатом унифицированную семантику совместного изображения апостолов. Рассмотрение возникновения и истории иконографии парных изображений апостолов Петра и Павла дает возможность утверждать, что их целью было показать князей апостолов главными представителями Христа и основой христианской доктрины. Парные изображения призваны явить двуединство столпов церкви, утвердить бесконфликтный характер их отношений, что не позволяет интерпретировать парные изображения этих апостолов как возможность какого-либо их противостояния. Высказывания, что сюжетом картины является обсуждение апостолами конфликтных вопросов христианской доктрины, связанных с проблемами, которые ставились теологами во времена Контрреформации, являются следствием некорректного применения иконологического метода изучения произведений искусства, неоправданного стремления для каждого произведения живописи найти письменный источник, при этом не учитываются или забываются древние культурные и художественные архетипы, по которым создаются и функционируют живописные произведения. Имеет место некорректная интерполяция современного научно-позитивистского метода мышления в средневековую религиозную ментальность человека XVI столетия. Существует гипотеза, что Эль Греко в образе апостола Павла в эрмитажной картине и в нескольких других изображениях этого святого написал автопортрет. При этом авторы не обосновывают свою точку зрения, не делают анализ живописных произведений, ограничиваясь только высказыванием субъективных мнений. Автор статьи показывает, что изображение апостола Павла в эрмитажной картине не является автопортретом, поскольку существует изображение персонажа в произведении греческого мастера «Погребение графа Оргаса», которое является автопортретом, что было подтверждено соответствующими доводами.

Биография автора

Святослав Константинович Савватеев, Государственный Эрмитаж

старший научный сотрудник

Литература

Beckwith J. Early Christian and Byzantine Art. London, Penguin Books Publ., 1970. 211 р.

Cossío M. B. El Greco. Vol. 2. Madrid, V. Suárez Publ., 1908. 145 p. (in Spanish)

Kagané L. L.; Kostenevich A. G. Ispanskaia zhivopis 15 – nachala 20 veka. Katalog kollektsii (Spanish Painting of the 15th – the Early 20th Century. Catalogue of Collection). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2008. 351 p. (in Russian)

Volbach W. F. Frühchristliche Kunst: die Kunst der Spätantike in West- und Ostrom. München, Hirmer Verlag Publ., 1959. 96 p. (in German)

Waetzoldt S. Die Kopien des 17. Jahrhunderts nach Mosaiken und Wandmalereien in Rom. Wien; München, Schroll-Verlag Publ., 1964. 164 p. (in German)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И НОВОГО ВРЕМЕНИ