ФРАГМЕНТ СТАТУИ БОДХИСАТТВЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА (О ЛИНЕАРНОМ, ПЛАСТИЧЕСКОМ И ЖИВОПИСНОМ В КИТАЙСКОМ ИСКУССТВЕ)

  • Марина Вадимовна Козловская Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Могао; Дуньхуан; скульптура; династия Тан; визуальное восприятие; ракурс; моделировка формы; С. Ф. Ольденбург.

Аннотация

Статья посвящена анализу скульптурного фрагмента из коллекции Эрмитажа — голове  крупномасштабной статуи бодхисаттвы. Фрагмент, датированный VIII в., был привезён Второй Русской Туркестанской экспедицией под руководством С. Ф. Ольденбурга из знаменитого буддийского пещерного монастыря Могао ку (Дуньхуан). Автор статьи, учитывая изначальный контекст бытования произведения, анализирует памятник именно исходя из его восприятия in situ. В частности, размеры эрмитажной вещи говорят о том, что голова эрмитажного бодхисаттвы располагалась значительно выше уровня голов верующих, которые должны были смотреть на него снизу вверх. Источники света также находились внизу. При подобных условиях (пониженная точка зрения и освещение снизу) впечатление от созданного образа меняется кардинально по сравнению с впечатлением от вещи, расположенной в музейной витрине (на уровне глаз зрителя и при освещении сверху). В этом контексте должно измениться и осмысление выбранных мастером художественных приёмов, использованных для создания определённого эффекта, поскольку при изменении ракурса и освещения пропорции в восприятии объёмной вещи визуально меняются. Анализ памятника, проведённый с учётом контекста его бытования — пониженная точка зрения зрителя, направленный снизу свет — приводит к выводам о сознательном использовании и тщательном продуманном исполнении мастером целого ряда приёмов. Несмотря на то, что эти приёмы  встречаются и в более ранние периоды, и в других культурах, их отбор,  совокупность и характер исполнения подчинён достижению главной цели: произвести мощное впечатление на зрителя в полутьме зала пещеры. Реконструкция изначального восприятия памятника, произведённая в статье, позволяет увидеть и понять его истинный смысл и по достоинству оценить использованные при его создании художественные приёмы.

Биография автора

Марина Вадимовна Козловская, Государственный Эрмитаж

искусствовед, ведущий методист

Литература

Belozerova V. G. Perspective and Space Perception in Chinese Visual Art from Han to Tang. Synologia.ru. Available at: http://www.synologia.ru/a/ (accessed: 19.05.2020). (in Russian)

Chuguevskii L. I. Dunhuang Studies. Pis'mennye pamjatniki Vostoka (Writing Monuments of the East). Moscow, Nauka Publ., 1970, pp. 421–259. (in Russian)

Deshpande O. P. (ed.). Peshchery tysiachi budd: Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti (The Caves of One Thousand Buddhas: Russian Expeditions on the Silk Road). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2008. 480 p. (in Russian)

D'iakonova N. V. The Dunhuang Buddhist Monuments. Trudy Otdela istorii kul'tury i iskusstva Vostoka (Works of the History of Art and Culture of the East Department). Vol. 4. Leningrad, The State Hermitage Museum Publ., 1947, pp. 455–470. (in Russian)

Fan J. The Caves of Dunhuang. London, London Editions Publ., 2010. 256 p.

Jen Lansin. Collection of “Dunhuang” in the Hermitage. Izvestiia Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena (Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences), 2007, no. 9 (29), pp. 52–56. (in Russian)

Kozlovskaia M. V. Through Centuries: From the Initial Conception towards Functional Obscurity (On the Emergence of a Peculiar Painting Detail on the Murals “Boddhisattva Manjuśrī” from the Bezeklik Monastery). Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles). Vol. 7. Saint Petersburg: Saint Petersburg University Press Publ., 2017, pp. 599–608. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-61 (in Russian)

Mkrtychev T. K. Buddiistkoe iskusstvo Srednei Azii (1–10 vv.) (Buddhist Art in Central Asia (1st –10th Centuries) Moscow, IKTs Akademkniga Publ., 2002. 286 p. (in Russian)

Ol'denburg S. F. The Caves of One Thousand Buddhas. Vostok. Zhurnal literatury, nauki i iskusstva (The East. Journal of Literature, Science and Art). Book 1. Saint Petersburg, Vsemirnaia literatura Publ., 1922, pp. 57–66. (in Russian)

Dunhuang Art Relics Collected in the State Hermitage Museum of Russia. In 6 volumes. Shanghai, Drevniaia kniga Publ., 1997–2005. (in Russian, Chinese and English)

Pugachenkova G. A. Iskusstvo Gandkhary (The Art of Gandhara). Moscow, Iskusstvo Publ., 1982. 196 p. (in Russian)

Pugachenkova G. A.; Rempel’ L. I. Ocherki iskusstva Srednei Azii (Essays on the Art of Central Asia). Moscow, Iskusstvo Publ., 1982. 288 p. (in Russian)

Sin'czian Zh. 18 lektsii o Dun'huane (18 lectures on Dunhuang). Moscow, Shans Publ., 2019. 487 p. (in Russian)

The Lost Buddhas: Chinese Buddhist Sculpture from Qingzhou. Exhibition catalogue. Sydney, Art Gallery of New South Wales Publ., 2008. 145 p.

Treasures of Dunhuang Grottoes. Hong Kong, Polyspring Company Ltd. Publ., 2002. 292 p.

Tunkina I. V. Unpublished Academic Heritage of S. F. Oldenburg (to the 150th birth Anniversary). Trudy ob’edinennogo nauchnogo soveta po gumanitarnym problemam i istoriko-kul'turnomu naslediiu. 2014 (Proceedings of the Joint Scientific Council on Humanitarian Issues and Historical and Cultural Heritage. 2014).Saint Petersburg, Nauka Publ., 2015, pp. 19–33. (in Russian)

Tunkina I. V. Documents on S. F. Oldenburg's Studies of East Turkestan in the Archive of the Russian Academy of Sciences. Sergei Fedorovich Ol'denburg — uchenyi i organizator nauki: materialy Mezhdunarodnoi konferentsii (Sergei Fedorovich Ol’denburg — A Scholar and an Organizer of Science: Materials of International Conference). Moscow, Nauka — Vostochnaia literatura Publ., 2016, pp. 313–347. (in Russian)

Tunkina I. V.; Bukharin M. D. Unpublished Heritage of Academician S. F. Oldenburg (To the 100th Anniversary of the Completion of the Russian Expeditions in Turkestan). Scripta Antiqua. Vol. 6. Moscow, Sobranie Publ., 2017, pp. 491–550. (in Russian)

Vozvrashhenie Buddy. Pamiatniki kul'tury iz muzeev Kitaia. Katalog vystavki (The Buddha Return. Cultural Monuments from Chinese Museums. Exhibition catalogue). Saint Petersburg, Slaviia Publ., 2007. 152 p. (in Russian and Chinese)

Zavadskaia E. V. Esteticheskie problemy zhivopisi starogo Kitaia (Aesthetic Problems of Painting in Old China). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 440 p. (in Russian)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ИСКУССТВО ВОСТОКА