ИСТОРИЯ АТРИБУЦИИ ОДНОЙ ФАРФОРОВОЙ СТАТУЭТКИ: ОПЫТ КОЛЛЕКЦИОНЕРА

  • Юлиана Юрьевна Михайлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: фарфоровая пластика; лирический музей; советский фарфор; проблемы атрибуции; частная коллекция.

Аннотация

Размышления на тему домашнего лирического музея, экспонатами которого становятся вещи, лишенные особой материальной, исторической или художественной ценности, но хранящие отпечаток жизни и миросозерцания их владельцев, послужили импульсом к проведению историко-искусствоведческого расследования с целью выявления истинного автора фарфоровой статуэтки из коллекции автора статьи. Частный случай атрибуции малоизвестного образца фарфоровой пластики в первом двадцатилетии XXI в. позволил выявить сразу несколько проблем социокультурного характера. В период позднего постмодернизма в России можно отметить общий интерес общества к недавнему историческому прошлому своей страны. Стремление к созданию лирических музеев в частных домах и квартирах порождает спрос на произведения декоративного искусства, в частности, на предметы фарфоровой пластики разных жанров производства послевоенного тридцатилетия. Недостаточная компетентность или намеренные действия продавцов и плохая осведомленность покупателей приводит к созданию весьма своеобразного домашнего музея подделок или новоделов в виде повторов малой фарфоровой пластики в лучшем случае по ранее созданным формам, но с неправильной атрибуцией. Высокая стоимость оригинальных изделий, недоступная обывателю, дает импульс недобросовестным производителям изготавливать малотиражные партии редких статуэток и выдавать их за работы известных мастеров.

Биография автора

Юлиана Юрьевна Михайлова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

Литература

Balash A. N. The Concept of the “Lyric Museum” of M. N. Epstein in the Context of the Domestic Humanitarian Tradition and Artistic Practice of the Last Quarter of the 20th Century. Vestnik SPbGUKI (Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Art), 2016, no. 3 (28), pp. 107–111. (in Russian)

Epstein M. Postmodernism v Rossii (Postmodernism in Russia). Saint Petersburg, Azbuka Publ., 2019. 608 p. (in Russian)

Nasonova I. S., Nasonov S. M. Marki sovetskogo farfora, faiansa i maioliki (Stamps of Soviet Porcelain, Faience and Majolica). In 2 vols. Vol. 1. Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., 2009. 288 p. (in Russian)

Nasonova I. S.; Nasonov S. M. Sovetskii farfor: katalog (Soviet Porcelain: the Catalog). Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., 2010. 364 p. (in Russian)

Nosovich T. N.; Popova I. P. Gosudarstvennyi farforovyi zavod. 1904–1944 (The State Porcelain Factory. 1904–1944). Saint Petersburg, 2005. 752 p. (in Russian)

Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. 1944–2004 (Leningrad Porcelain Factory Named After M. V. Lomonosov. 1944–2004). Saint Petersburg, Global View Publ., 2007. 895 p. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Post-war Residential Interior of Leningrad as a Cultural Phenomenon). Dizain i khudozestvennoe tvorchestvo: teriia, metodika i praktika (Design and Artistic Creation: Theory, Methodology and Practice). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design Publ., 2016, pp. 3–10. (in Russian)

Tubli M. P. El’vira Eropkina: Farfor, keramica (El’vira Eropkina: Porcelain, Ceramics). Saint Petersburg, Alaborg Publ., 2009. 216 p. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
ОБРАЗЫ БАЛЕТА И ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО