СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ В ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ ВЛАДИМИРА СЫЧЕВА (ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ)

  • Ольга Сергеевна Сапанжа Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Наталья Александровна Баландина ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»
  • Екатерина Вячеславовна Иванова Государственный Музей-заповедник «Царское Село»
Ключевые слова: советский фарфор; Ленинградский завод фарфоровых изделий; Владимир Исаакович Сычев; советская художественная промышленность; советский балет.

Аннотация

В статье представлен обзор произведений скульптора Ленинградского завода фарфоровых изделий Владимира Исааковича Сычева (1917–1995), созданных на тему балета. В 1950-х – 1960-х гг. на предприятии Ленинграда, ориентированном на выпуск интерьерного тиражного фарфора, работала группа молодых мастеров — выпускников художественных вузов города. В их работах в полной мере отразились те тенденции, которые определили развитие советской художественной промышленности. Выпускник скульптурного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Владимир Сычев одним из первых пришел на вновь образованное предприятие и стал создателем образцов фарфоровой продукции, пользующейся неизменной популярностью. Одним из важных тематических направлений деятельности мастера стала тема балета, которая именно в этот период приобрела особое значение в пространстве повседневной культуры, а фарфоровые фигурки балерин стали существенной частью советских интерьеров. Среди произведений на балетную тему, созданных В. И. Сычевым, можно выделить три основные группы. К первой относятся статуэтки балерин без точной адресации, не связанные с конкретным балетом или именами исполнителей («Балерины перед выходом», «Балерина с цветком»). Вторую группу составляют произведения-иллюстрации к балетам или концертным номерам («Умирающий лебедь», «Шурале»). Третья группа — это портретные изображения исполнителей балетных партий («Испанский танец», «Болеро»). Анализ этих произведений позволяет выявить черты творческого почерка мастера (следование реалистической традиции, стремление к созданию динамичных и выразительных композиций с эффектным движением или позой, отказ от сплошного раскрашивания статуэток, использование белой поверхности для акцентирования тела вместе с цветной прорисовкой лица, увлечение люстром в росписи фигурок) и обозначить общие тенденции развития советского массового интерьерного фарфора 1950-х гг. (увеличение тиражей, повышение роли фарфора в пространстве жилого интерьера, ориентация на вкусы и потребности потребителя, стремление собрать ансамбли из произведений, схожих тематически и стилистически).

Биографии авторов

Ольга Сергеевна Сапанжа, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор культурологии, профессор

Наталья Александровна Баландина, ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»

культуролог, главный хранитель

Екатерина Вячеславовна Иванова, Государственный Музей-заповедник «Царское Село»

специалист по учету музейных предметов I категории

Литература

Ivanova E. V. Main Directions of Activity of Leningrad Porcelain Factory in 1950s – 1960s (Based on Archival Materials). Universitetskii nauchnyi zhurnal. Seriia “Filologicheskie i istoricheskie nauki, iskusstvovedenie” (Humanities and Science University Journal), 2019, no. 49, pp. 85–91. (in Russian)

Khmelnitskaya E. S. “Russian Seasons” in Porcelain. Anna Pavlova. Vestnik Akademii russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi (Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2016, no. 3 (44), pp. 47– 52. (in Russian)

Sapanzha O. S. Plastic of Small Forms as Part of the Space of Soviet Reality. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2019, no. 1 (25), pp. 65–77. (in Russian)

Smirnova S. E. The Monumental Artist and Architecture of the Leningrad Metro in the 1960s – 1980s. Sreda. Khudozhnik. Vremia. Monumentalnoe iskusstvo v koordinatakh vtoroi poloviny 20 veka (Environment. Artist. Time. Monumental Art in the Coordinates of the Second Half of the 20th Century). Moscow, BuksMart Publ., 2016, pp. 124–136. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
ОБРАЗЫ БАЛЕТА И ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО