ДУЛЁВСКИЕ «БАЛЕРИНЫ» В СОВЕТСКОМ ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1950-Х – 1960-Х ГОДОВ

  • Николай Сергеевич Онегин Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Дулёвский фарфоровый завод; советский балет; Аста Бржезицкая; Нина Малышева; повседневность; панельное домостроительство; соцреализм.

Аннотация

Триумфальные гастроли балетных трупп московского Большого и ленинградского Кировского театров во Францию в 1954 г. и в Великобританию в 1956 г. нашли отражение в продукции Дулёвского фарфорового завода, призванной выразить в пластической массе достижения советской культуры. Мастера этой фабрики — Г. Д. Чечулина, О. П. Таёжная-Чешуина, А. Д. Бржезицкая и Н. А. Малышева — сумели передать в фарфоре пластику движений танцоров, изящество их фигур, а также эмоциональное наполнение момента. Как свидетельствует анализ сохранившихся произведений, отличительными чертами дулёвской скульптуры являлись: отсутствие обращения к мотивам дореволюционных «Русских сезонов» С. П. Дягилева, использование в качестве прототипов для фигур реально существовавших артистов вместо абстрактных образов, интерпретация темы балета в контексте танцевальной культуры и в русле современных достижений советского человека. Дулёвские композиции смогли заполнить образовавшуюся во второй половине 1950-х гг. нехватку современных фарфоровых высокохудожественных изделий, рассчитанных при этом на массовое производство. Спрос на подобные декоративные фигуры в это время был связан с получением гражданами отдельных квартир в новых жилых домах. О том, какие фарфоровые изделия следует приобретать для обстановки своего жилья и каким образом необходимо размещать их в пространстве квартиры, давали рекомендации специальные издания, рассчитанные на воспитание вкуса новосёлов. Мастера Дулёвского завода, на наш взгляд, сумели в своём творчестве объединить тему балета со сферой бытовой жизни и жилым пространством, сделав искусство неотъемлемой частью повседневности советского человека. В этом кроется причина актуальности и высокого спроса на продукцию завода середины ХХ в. в современной России, для удовлетворения которого многие фигурные композиции на тему балета, выполненные в 1950-е – 1960-е гг., были вновь восстановлены и воссозданы силами мастеров Дулёвской фабрики.

Биография автора

Николай Сергеевич Онегин, Государственный Эрмитаж

научный сотрудник

Литература

Baiar O. G.; Blashkevich R. N. Kvartira i ee ubranstvo (Apartments and Its Decoration). Moscow, Izdatel’stvo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture i stroitel'nym materialam Publ., 1962. 112 p. (in Russian).

Chirkov B. When the Housewarming is Here. Ogonek (Little Light), 1958, no. 40, pp. 28–29. (in Russian)

Kratkaia entsiklopediia domashnego khoziaistva (Brief Encyclopedia of Household). In 2 vol. Vol. 2. Bol'shaia Sovetskaia Entsiklopediia Publ., 1959. 867 p. (in Russian)

Kriukova I. A. Some Problems of Modern Sculpture of Small Forms. Voprosy sovetskogo izobrazitel'nogo iskusstva i arkhitektury (Issues of Soviet Fine Art and Architecture). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1973, pp. 185–211. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Soviet Porcelain in the Space of Everyday Culture of the 1950s – 1960s: Development of Ideas and Images. Novoe iskusstvoznanie (New Arts Studies), 2019, no. 1, pp. 64–70. (in Russian)

Sukharevich V. Invasion of Elephants. Ogonek (Little Light), 1953, no. 40, pp. 38–39. (in Russian)

Voeikova I. Udobno, krasivo (Comfortable, Beautiful). Moscow, CKVLKSM Publ., 1959. 56 p. (in Russian)

Zhukova A. V. The Sun is Reflected in Porcelain. Ogonek (Little Light), 1961, vol. 10, p. 17. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
ОБРАЗЫ БАЛЕТА И ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО