ТЕАТРАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПЕРВЫХ СЕЗОНОВ «РУССКОГО БАЛЕТА»

  • Ольга Николаевна Полисадова Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
Ключевые слова: Сергей Дягилев; Игорь Стравинский; Серж Лифарь; Андрей Левинсон; «Мир искусства»; «Русские сезоны»; «Русский балет»; Тамара Карсавина; «Весна священная».

Аннотация

Статья посвящена теме театрально-хореографических новаций, оказавших большое влияние на развитие европейской музыкально-театральной культуры в  ХХ в., которые были представлены на первых «Русских сезонах», прошедших в Париже в 1909– 1914 гг. Двадцатилетняя история «Русского балета» неразрывно связана с именем Сергея Павловича Дягилева.  Сама концептуальная идея продвижения и популяризации русского искусства на Западе была прогрессивной в начале ХХ в., актуальна она и сегодня, в начале ХХI в. Классиком русской музыки и одним из самых исполняемых мировых композиторов станет Игорь Федорович Стравинский, автор музыки самых известных балетных постановок «Русских сезонов». За период с 1909 по 1914 гг. Дягилев предложил новую концепцию развития балетного искусства. Ее главная суть не только в философском познании красоты и выразительности, но и в возможности быть современным искусством, заставляющим думать и размышлять. Гипотетически мы можем предположить, что «Русские сезоны»  Дягилева были не только его частным делом, но носили черты императорского заказа, заинтересованного в продвижении и популяризации национального искусства в Европе. Русская музыка, русский балетный театр, русские танцевальные школы, русский авангард — части большого национального проекта в рамках развития мировой художественной культуры. В начале ХХ в.  сила искусства еще больше сблизила культуры России и Франции. Мировой балет первой половины ХХ в. во многом обязан русским танцевальным школам. «Русский балет Дягилева» направил вектор хореографической мысли по пути, который позволил каждому балетмейстеру искать собственный стиль и выразительность в согласии с собственными индивидуальными концепциями.

Биография автора

Ольга Николаевна Полисадова, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Fomkin A. V. Baletnoe obrazovanie: traditsii, istoriia, praktika (Ballet Education: Traditions, History, Practice). Saint Petersburg, Vaganova Ballet Academy Publ., 2013. 643 p. (in Russian)

Lifar' S. Memuary Ikara (Memoirs of Icarus). Moscow, Iskusstvo Publ., 1995. 358 p. (in Russian)

Man'kovkaia N. B. Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskii rakurs (The Phenomenon of Postmodernism. Artistic and Aesthetic Perspective). Moscow; Saint Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Universitetskaia kniga Publ., 2009. 495 p. (in Russian)

Meilakh M. Evterpa, ty? Khudozhestvennye zametki. Besedy s artistami russkoi emigratsii (Euterpe, Is It You? Artistic Notes. Conversations with Artists of the Russian Emigration). Vol. 1. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2008. 768 p. (in Russian)

Nizhinskaia R. Vaclav Nizhinsky. Moscow, Russkaia kniga Publ., 1996. 168 p. (in Russian)

Polisadova O. N. Globalization of Culture and the Influence of the Russian Choreographic School on Artistic Processes. Khoreograficheskoe obrazovanie: Rossiia i Evropa. Sovremennoe sostoianie i perspektivy (Choreographic Education: Russia and Europe. Contemporary Condition and Perspectives). Saint Petersburg, Vaganova Ballet Academy Publ., 2014, pp.706–714. (in Russian)

Polisadova O. N. Russian Dance Schools and Their Influence on the Development of European Choreographic Education. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, Seria “Pedagogicheskie nauki” (Bulletin of Vladimir State Humanitarian University. Series “Pedagofical Sciences”), 2012, no. 30–31, pp. 228–232. (in Russian)

Polisadova O. N. Teatr S. Diagileva “Russkii balet” (1912–1929 gg.): esteticheskie otkrytiia i znachenie dlia stsenicheskogo iskusstva 20 veka (Diaghilev Theater “Russian Ballet” (1912–1929): Aesthetic Discoveries and Significance for Dramatic Art of the 20th Century): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2017. 266 p. (in Russian)

Zil'bershtein I. S.; Samkov V. A. Sergei Diagilev i russkoe iskusstvo: Stat'i, otkrytye pis'ma, interv'iu. Perepiska. Sovremenniki o Diagileve (Sergey Diaghilev and Russian Art: Articles, Open Letters, Interviews. Correspondence. Contemporaries on Diaghilev). In 2 vol. Vol. 2. Moscow, Iskusstvo Publ., 1982. 576 p. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
«РУССКИЕ СЕЗОНЫ» В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ