ОТ ИМПЕРИИ К COVID-19: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СКУЛЬПТУРЕ И ЖИВОПИСИ КСЕНИИ АНУФРИЕВОЙ-МИРЛАС

  • Иоанна Антониевна Мирлас
Ключевые слова: Ксения Ануфриева-Мирлас; скульптура; живопись; современное искусство; историческая живопись; Московская школа ваяния.

Аннотация

Современный российский скульптор Ксения Ануфриева-Мирлас, на протяжении своего авторского пути, во многих своих произведениях обращается к теме истории и личности, анализируя взаимодействие или же противостояние этих сторон. Выводы и заключения, к которым приходит и которые отображает автор в работах, зачастую неожиданны, но всегда закономерны и обоснованы. Им невозможно противиться, поскольку за практическим «исполнением» задачи мастера скрывается скрупулезное изучение фактического материала, любая часть которого, действительная или абстрактная, — собственно-авторская, тщательно выверена и включена в пространство рабочего действия. В данной статье анализируются работы, представляющие собой сюжетно-историческую линию событий от революции 1917 г. до наших дней. При этом акцентное внимание уделяется произведениям — опорным «точкам» событий заявленного исторического промежутка. Переосмысление исторических и культурных событий, трансформация национального и культурного характеров нашей страны, итоги, последовавшие за свержением монархии, память о событиях, которые мы вспоминали не так давно, и новый исторический этап в жизни всего мира, безусловно, перечеркивающий и в определенном смысле «обнуляющий» человеческие чувства, эмоции, личную историческую и культурную память, — все это становится предметом пристального и тщательного анализа и работы скульптора. Свои личные итоги и мыслительные выводы, скрытые под художественными знаками, она предлагает на рассмотрение нам, своим зрителям. Автор статьи в попытке дешифровки приходит к выводу о том, что специфика авторского видения заключается в необыкновенной духовной вовлеченности эмоционально переживаемых им событий и одновременной рациональности и беспристрастности восприятия, позволяющих сделать каждый образ более многомерным и, следовательно, включающих в себя множество интерпретаций, каждую из которых зритель выявит сам и одну из которых удалось обнаружить в данном исследовании.

Биография автора

Иоанна Антониевна Мирлас

культуролог, литературный работник, член ETAHG (Germany)

Литература

Anufrieva T. The Dynasty. Moskovskii zhurnal (Moscow Journal), 2014, August, p. 96. (in Russian)

Nikifor, Archimandrite. Illiustrirovannaia polnaia populiarnaia Bibleiskaia ehntsiklopediia (The Complete Popular Illustrated Bible Encyclopedia). Moscow, A. I. Snegireva Publ., 1891. 981 p. (in Russian)

Buksgevden S. K. Ventsenosnaia muchenitsa. Zhizn’ i tragediia Aleksandry Fedorovny, imperatritsy vserossiiskoi (Crowned Martyr. The Life and Tragedy of Alexandra Feodorovna, the Empress of Russia). Moscow, Russkii Khronograf Publ., 2017. 528 p. (in Russian)

Borisova Z. G. Luvr. Parizh. Skul’ptura (Louvre. Paris. Sculpture). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1984. 160 p. ( in Russian)

Boronoeva T. A.; Komov O. K.; Soktoeva I. I.; Khabarova M. V. Gennadii Vasil’ev. Skul’ptura i dekorativno-prikladnoe iskusstvo (Gennady Vasiliev. Sculpture and Arts and Crafts). Ulan-Ude. Izdatel’stvo Respublikanskogo khudozhestvennogo muzeia imeni Ts. S. Sampilova Publ., 2010. 84 p. (in Russian)

Kniga Bytiia (Genesis). Evreiskaia Ehntsiklopediia Brokgauza i Efrona (Jewish Encyclopedia of Brockhaus and Efron). Vol 5: Bressuir–Gadassi. Saint Petersburg, Brockhaus-Efron Publ., 1910. 966 p. (in Russian)

Chagin G. N. Na drevnei permskoi zemle (On the Ancient Perm Land). Moscow, Iskusstvo Publ., 1988. 175 p. ( in Russian)

Derbina G. V.; Mazurenko N. N. Iurii Orekhov. Skul’ptura (Yuri Orekhov. Sculpture). Moscow, Fond sodeistviia skul’ptoram Rossii “Skul’ptor” Publ., 1998. 64 p. (in Russian)

Gentili A.; Nepi Scire G.; Romanelli G.; Rylands P. Paintings in Venice. Boston; New York; London, Bulfinch press, AOL Time Warner Book Group, Inc. Publ., 2002. 607 p.

Golitsynskii muzei na Volkhonke. Katalog vystavki (Golitsyn Museum on Volkhonka. Exhibition Сatalog). Moscow, Khudozhnik i kniga Publ., 2004. 299 p. (in Russian)

Grechukhin V. A. Po reke Sit’ (On the River Sit). Moscow. Iskusstvo Publ., 1990. 151 p. ( in Russian)

Guber A. A.; Shileiko V. K. Kniga o zhivopisi mastera Leonardo da Vinchi zhivopistsa i skul’ptora florentinskogo (Book about Painting by Master Leonardo da Vinci, the Painter and Sculptor of Florence). Moscow, OGIZIZOGIZ Publ., 1935. 383 p. ( in Russian)

Gunn G. P. Kargopol’e – Onega. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974. 143 p. (in Russian)

Karpova E. Ivan Martos. Izvestnyi i neizvestnyi… Portret v tvorchestve skul’ptora (Ivan Martos: Famous and Unknown. Portrait in the Work of the Sculptor). Saint Petersburg, Palace Editions, 2005. 48 p.

Kostina E. M.; Makarevich V. M. Istoriia iskusstva narodov SSSR (History of Art of the Peoples of the USSR). Vol. 5: Iskusstvo pervoi poloviny 19 veka (The Art of the First Part of the 19th Century). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1978. 461 p. (in Russian)

Mirlas J. A. Water as an Instrument of Unreality in the Works of K. Anufrieva-Mirlas. Shestye kazanskie iskusstvovedcheskie chteniia. Problemy realizma v izobrazitel’nom iskusstve 20–21 vv. (Sixth Kazan Art Criticism Readings: Problems of Realism in the 20th – 21st-Century Fine Arts). Kazan, Logos Publ., 189 p. (in Russian)

Oborin V. A.; Chagin G. N. Iskusstvo Prikam’ia. Chudskie drevnosti Rifeia. Permskii zverinyi stil’ (Art of Prikamye. Chud Antiquities of Riphean. Perm Animal Style). Perm’, Permskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1988. 181 p. ( in Russian)

Ofitsial’nyi sait Ksenii Anufrievoi-Mirlas (The Official Site of Kseniya Anufrieva-Mirlas). Available at: www.kseniya-mir.com (accessed: 22 January 2021). (in Russian)

Pomerantsev N. N. Russkaia derevyannaia skul’ptura (Russian Wooden Sculpture). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1994. 327 p. ( in Russian)

Richard L. Encyclopedie de l’Expressionnisme. Peinture et Gravure. Sculpture. Architecture. Litterature. La Scene expressionniste. Theatre. Cinema. Musique. Paris, Aimery Somogy Publ., 1978. 432 p. (in French)

Silina M. Muzei Akropolia (Acropolis Museums). Moscow, Direkt Media Publ., 2013. 95 p. (in Russian)

Weinhold R. Sammlung kulturgeschichte. Ton in vielerlei gestalt. Eine kultur-geschte der keramik (Collection of Cultural History. Sound in Many Forms. A Culture of Ceramics). Leipzig, Edition Leipzig Publ., 1982. 250 p. (in German)

Опубликован
2021-05-08
Раздел
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА XX-XXI ВЕКОВ