ГИБРАЛТАР И СЛОЖЕНИЕ ПОПУЛЯРНОГО ОБРАЗА ИСПАНИИ В XIX ВЕКЕ

  • Александр Флорентинович Эсоно Российская национальная библиотека
Ключевые слова: Испания; Гибралтар; барокко; романтизм; туризм; «оптические виды»; фотография.

Аннотация

Английский Гибралтар стал той материальной действительностью, которая в согласии с основными императивами искусства и производства XIX в. во многом не только определила сугубо английское видение Испании, но и повлияла на сложение стереотипных для Европы представлений об этой стране. Важную роль в этом процессе сыграли и изменения в технике печати — гравюра обогатилась литографией, а последнюю дополнила фотография, что привело к появлению новых изображений Испании, их тиражированию и росту правдоподобия в них. Однако натурализм образов уравновешивался романтическими представлениями о восточной и экзотической стране, что делало отображение действительности в печатном искусстве весьма противоречивым процессом. Проанализировав работы английских художников и фотографов XIX в., можно выявить общий ход эволюции их восприятия Испании: политического и этнографического — в самом начале века, в эпоху Наполеоновских войн, романтического и экзотического — в 1830–  1850-е гг., почти археологического — в середине века, когда к литографии добавляется фотография, использовавшаяся уже для научной фиксации памятников испанского прошлого. Это движение, начинающееся с живых зарисовок действительности и романтизма, благодаря техническому прогрессу создает предпосылки для туристического восприятия Испании во второй половине века и далее. Роль Гибралтара как английской военно-морской базы в Средиземном море, его собственный образ могут быть рассмотрены поэтому как один из определяющих факторов в сложении популярного образа Испании в XIX в., актуального в туристическом восприятии этой страны до сих пор.

Биография автора

Александр Флорентинович Эсоно, Российская национальная библиотека

кандидат искусствоведения, и. о. заведующего Отделом эстампов

Литература

Altamira y Crevea R. Istoriia srednevekovoi Ispanii (History of Medieval Spain). Vol. 1. Saint Petersburg, Evraziia Publ., 2018. 659 p. (in Russian)

Bokser Ch. Gollandskoe gospodstvo v chetyireh chastyakh sveta. 16–18 veka. Torgovye voiny v Evrope, Indii, Iuzhnoi Afrike i Amerike (The Dutch Seaborne Empire 1600–1800). Moscow, Tsentropoligraf Publ., 2018. 351 p. (in Russian)

Bredford E. Mediterranean: Portrait of a Sea. London, Hodder and Stoughton, 2000. 574 p.

Bullough R. “A Photographic Scramble through Spain”: An Image of Spain in Charles Clifford’s Book. Index. Comunicación, 2013, vol. 3, no. 1, pp. 187–228. Available at: http://journals.sfu.ca/indexcomunicacion/index.php/indexcomunicacion/article/view/66/75 (accessed: 1 February 2021).

Clifford Ch. Photographic Scramble through Spain. London, Marion Publ., 1860. 48 p.

Gold P. Gibraltar: British or Spanish. London, Routledge Publ., 2006. 384 p.

Kofman A. Pod pokrovitelstvom Santyago. Ispanskoe zavoevanie Ameriki i sudbyi znamenityih konkistadorov (Under the Aegis of Santiago. The Spanish Conquest of America and the Fate of the Famous Conquistadors). Saint Petersburg, Kriga Publ., 2017. 1031 p. (in Russian)

Lein-Pul S. Berberskie piraty (The Story of the Barbary Corsairs). Moscow, Tsentropoligraf Publ., 2020. 255 p. (in Russian)

Marх K. Capital: A Critique of Political Economy. Vol. 1. London, Penguin Publ., 1992. 1152 p.

Morton G. Progulki po Ispanii: ot Pireneev do Gibraltara (A Traveller in Spain). Moscow, Eksmo Publ.; Saint Petersburg, Midgard Publ., 2009. 576 p. (in Russian)

Stephens F. G. A History of Gibraltar and Its Sieges with Photographic Illustrations by J. H. Mann. London, 1870. 280 p.

Wilton A. Five Сenturies of British Painting. From Holbein to Hodgkin. London, Thames & Hudson Publ., 2002. 237 p.

Опубликован
2021-05-08
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ